Опросник “Шкала семейной адаптации и сплоченности” (FACES-3 / Тест Олсона) оценивает уровень семейной сплоченности (степень эмоциональной связи между членами семьи: при максимальной выраженности этой связи они эмоционально взаимозависимы, при минимальной - автономны и дистанцированы друг от друга; для диагностики семейной сплоченности используются следующие показатели: “эмоциональная связь”, “семейные границы”, “принятие решений”, “время”, “друзья”, “интересы и отдых”) и уровень семейной адаптации (характеристика того, насколько гибко или, наоборот, ригидно способна семейная система приспосабливаться, изменяться при воздействии на нее стрессоров; для диагностики адаптации используются следующие параметры: “лидерство”, “контроль”, “дисциплина”, “правила и роли в семье”) . Методика диагностики адаптации и сплоченности семьи представляет собой один из наиболее известных стандартизированных опросников, предназначенных для оценки семейной структуры. Авторами данного опросника являются Д. X. Олсон, Дж. Портнер и И. Лави; была адаптирована в 1986 году М. Перре.
Опросник Шкала семейной адаптации и сплоченности сконструирован таким образом, что позволяет проанализировать, как члены семьи в данное время воспринимают свою семью и какой бы они хотели ее видеть. Расхождение между восприятием и идеалом определяет степень удовлетворенности, психологический климат существующей семейной системой. “Идеал” дает информацию о направлении и степени изменений в семейном функционировании, которые хотел бы осуществить каждый из принявших участие в исследовании. Чем больше расхождение между идеалом и восприятием, тем больше неудовлетворенность существующей семейной системой.
Опросник FACES-3 могут заполнить все члены семьи, включая подростков старше 12 лет. В идеале необходимо применять его ко всем членам семьи, способным заполнять анкету, что поможет всесторонне оценить особенности их коммуникации .
Инструкция.
Вариант А. Опишите Вашу реальную семью (супруги и дети). Прочитайте следующие высказывания и оцените их с помощью представленной шкалы.
Стимульный материал (вопросы):
Утверждение |
почти никогда |
время от времени |
почти всегда |
||
1. Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью |
|||||
2. При решении проблем учитываются предложения детей |
|||||
3. Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи |
|||||
4. Дети самостоятельно выбирают форму поведения |
|||||
5. Мы предпочитаем общаться только в узком семейном кругу |
|||||
6. Каждый член нашей семьи может быть лидером |
|||||
7. Члены нашей семьи более близки с посторонними, чем друг с другом |
|||||
8. В нашей семье изменяется способ выполнения повседневных дел |
|||||
9. Мы любим проводить свободное время все вместе |
|||||
10. Наказания обсуждаются родителями и детьми вместе |
|||||
11. Члены нашей семьи чувствуют себя очень близкими друг другу |
|||||
12. В нашей семье большинство решений принимается родителями |
|||||
13. На семейных мероприятиях присутствует большинство членов семьи |
|||||
14. Правила в нашей семье изменяются |
|||||
15. Нам трудно представить себе, что мы могли бы предпринять всей семьей |
|||||
16. Домашние обязанности могут переходить от одного члена семьи к другому |
|||||
18. Трудно сказать, кто у нас в семье лидер |
|||||
19. Единство очень важно для нашей семьи |
|||||
20. Трудно сказать, какие обязанности в домашнем хозяйстве выполняет каждый член семьи |
Ключ к Опроснику Шкала семейной адаптации и сплоченности (Опросник FACES-3 / Тест Д. Х. Олсона).
Нормы оценок и средние показатели для FACES-3 (Шкала семейной адаптации и сплоченности)
Основные параметры |
Группы семей |
|||||
Зрелые супружеские пары |
Семьи с подростками |
Молодые супружеские пары |
||||
Сплоченность |
||||||
Адаптация |
||||||
Сплоченность |
||||||
Разобщенный |
||||||
Разделенный |
||||||
Связанный |
||||||
Сцепленный |
||||||
Адаптация |
||||||
Ригидный |
||||||
Структурный |
||||||
Хаотичный |
Примечание. X - средние показатели; SD - стандартные отклонения от средних.
Оценка параметров шкалы FACES-3
Диагностические параметры |
№ утверждений |
||
Эмоциональная связь |
Семейная сплоченность |
||
Семейные границы |
|||
Принятие решений |
|||
Интересы и отдых |
|||
Лидерство |
Семейная адаптация |
||
Контроль |
|||
Дисциплина |
|||
К расширенным возможностям методики следует отнести исследования более частного уровня, а именно диагностических параметров шкал сплоченности и адаптации (таблица выше).
Группу риска будут составлять семьи с ригидной структурой, не позволяющей быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и возникающим стрессам в жизни семьи, что, в свою очередь, препятствует переходу к выполнению семьей задач развития, характеризующих новый этап жизненного цикла семьи. Подобная структура затрудняет проживание кризисных периодов и продвижение семьи по стадиям жизненного цикла. В эту группу войдут также семьи, структура которых хаотична и не сбалансирована, что свидетельствует о пребывании семьи в ситуации кризиса (например, вследствие рождения ребенка, развода, потери источников дохода, перемены места жительства и действия других ненормативных стрессоров). В этом состоянии семья может находиться в течение такого периода времени, которое ей необходимо для адаптации к кризисной ситуации. Проблемным данное состояние становится тогда, когда система застревает в состоянии хаоса надолго.Обработка и интерпретация результатов
1. Определение типа структуры семьи. При обработке подсчитывается количество баллов:
почти никогда - 1,
время от времени - 3,
почти всегда - 5,
полученных при суммировании четных и нечетных утверждений. Количество баллов, полученное при суммировании нечетных пунктов, определяет уровень семейной сплоченности, четных - уровень семейной адаптации. Тип семейной системы определяется двумя параметрами - суммарными оценками по шкалам сплоченности и семейной адаптации в соответствии с нормами оценок, стандартизированных на различных выборках.
2. Определение уровня удовлетворенности семейной жизнью. Разница между идеальными и реальными оценками по двум шкалам (сплоченности и адаптации) определяет степень удовлетворенности испытуемого семейной жизнью. В настоящее время не существует никаких эмпирических норм для определения оценки расхождения идеального и осознаваемого. Высокая оценка расхождения указывает на низкую семейную удовлетворенность. Расхождение должно быть рассчитано для каждого члена семьи по сплоченности и адаптации, а общая оценка может быть получена в результате сложения этих двух оценок. Обратная зависимость полученных результатов является оценкой семейной удовлетворенности.
В основе создания методики лежит “циркулярная модель” (“круговая модель”) Д. X. Олсона. Эта модель включает в себя три важнейших параметра семейного поведения: сплоченность, адаптация и коммуникация. FACES-3 является третьим вариантом серий шкал FACES, разработанным для оценки двух основных параметров структуры семьи, представленных графически в “циркулярной модели”, - семейной сплоченности и семейной адаптации.
В “циркулярной модели” различают четыре уровня семейной сплоченности - от экстремально низкого до экстремально высокого. Они получили следующие названия: разобщенный, разделенный, связанный и сцепленный. Аналогично диагностируют четыре уровня семейной адаптации: ригидный, структурированный, гибкий и хаотичный.
Авторы данного опросника выделяют умеренные (сбалансированные) и крайние (экстремальные) уровни семейной сплоченности и адаптации и считают, что именно сбалансированные уровни - показатель успешности функционирования системы. Для семейной сплоченности такими уровнями являются разделенный и связанный, для семейной адаптации - структурированный и гибкий. Экстремальные уровни обычно рассматриваются как проблематичные, ведущие к нарушениям функционирования семейной системы.
Посредством комбинирования четырех уровней сплоченности и четырех уровней адаптации возможно определить 16 типов семейных систем, 4 из которых являются умеренными по обоим уровням и называются сбалансированными, 4 - экстремальными, или несбалансированными, так как имеют крайние показатели по обоим уровням. Восемь других типов являются средними (среднесбалансированными), так как один из параметров относится к экстремальным, а другой - к сбалансированным уровням (см. рис. 1).
4.5 Rating 4.50 (1 Vote)
Анкета для родителей
Цель: определение уровня комфортности ребёнка в семье.
Инструкция :
Отвечая на вопросы, вы имеете право выбрать одно приоритетное качество.
б) Радости общения;
в) Покоя и защищённости;
б) Хорошая учёба;
в) трудовое участие детей в жизни семьи;
б) Встретить любовь
в) Иметь много друзей
г) Реализовать свои интеллектуальные возможности
8.Что для вашего ребёнка вечер дома
а) Радость общения
б) Возможность быть самим собой
в) Мучение и пытка
Цель : определения комфортабельности ребёнка в семье.
Инструкция : Отвечая на вопросы, ты можешь выбрать одно из выбранных упражнений.
б) Радость общения;
в) Покоя и защищённости
б) Хорошая учёба детей;
в) Трудовое участие ребёнка в жизни семьи;
г) Настроение детей и причины его изменений;
б) Встретить любовь;
в) Иметь много друзей;
г) Реализовать свои интеллектуальные возможности;
б) Возможность быть самим собой;
в) Мучение и пытка;
I. Отношение к материальным и духовным ценностям
Ваше отношение к экономическим реформам, проводимым в стране. Считаете ли Вы, что усилилась социальная защищенность молодежи?
31. Да 32. Нет 33. Затрудняюсь ответить
Считаете ли Вы, что эти процессы изменили положение молодежи в обществе?
Ш. Каковы, по Вашему мнению, позитивные особенности современной молодежи по сравнению с ее сверстниками 70-х годов?
В какой степени Вы готовы после окончания школы: (отметьте знаком + или -)
В сильной В средней В слабой Не знаю
Собственности
84. Всегда вести себя в
Соответствии с общечеловеческими моральными принципами
87. Участие в работе молодежных организаций (если возможно, укажите, в каких)
стране и за рубежом
Что Вас прежде всего интересует из получаемой информации
В сильной Б средней В слабой Не знаю
Степени степени степени
свобод?
Ваше отношение к искусству
137. Назовите произведения искусства, которые вызвали у Вас активное неприятие. Мотивируйте свои оценки.
П. Понимание патриотизма, гражданственности
Живопись
Архитектура
Киноискусство
Памятники
Др. составляющие культуры
4. Любовь к Отечеству
(допишите ваше понимание)
Воссоздание материальных ценностей
Воссоздание духовных ценностей
Стремление создать хорошую семью
Ответственность за детей
(подчеркните нужные понятия или допишите что-то еще)
13. Находят ли патриотизм, гражданственность отражение:
Во внеклассной работе Да Нет
(допишите, подчеркните: клубы, кружки, туристско-краеведческие экспедиции, самодеятельные детские и юношеские организации, какие из них?) в произведениях искусства, с которыми Вы знакомы (назовите
Некоторые из них)
В передачах телевидения радио
14. Если бы Вам представилась возможность выехать в другую страну, как бы
Вы поступили?
Уехал бы навсегда
Остался бы жить и работать дома
Отправился бы в качестве туриста
Получил бы командировку для временной работы
Заключил бы контракт по специальности на какой-то срок и вернулся бы на
Родину (подчеркните или отметьте знаком + или -)
Примечание: Вы можете подчеркнуть не одно, а несколько понятий, обвести кружком, дописать свое, важное только для Вас, что-то предложить для сочинений, для дискуссий.
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Учащимся предлагается оценить их согласно с предложенными утверждениями по следующеё шкале:
4 – совершенно согласен
3 – согласен
2 – трудно сказать
1 – не согласен
0 – совершенно не согласен
Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью «у» является частное отделения общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если «у» больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же «у» больше 2, но меньше 3, то это соответствует средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Исследования удовлетворённости учащихся школьной жизнью позволили выявить те факторы школьной жизни, которые благоприятно влияют на эмоциональную и мотивационную сферу учащихся, стимулируют их познавательную деятельность.
Так в апреле 2004 годе среди учащихся 5-9 классов было проведено анкетирование (см. пр.5 «Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизни»). С этой целью было опрошено 450 учащихся.
72% учащихся оказались полностью удовлетворены школьной жизнью. Причем основными факторами, способствующими, положительному отношению к школе у 22% учащихся был отмечен фактор наличия в классе хорошего классного руководителя и любимого учителя. У 19% учащихся то, что в школе созданы все условия для развития многих способностей. 21% учащихся считают, что школа по-настоящему готовит их к самостоятельной жизни, а 10% опрошенных имеют любимые школьные предметы. У 24% учащихся была констатированы средняя степень удовлетворенности школьной жизнью. А у 4% - низкая. Среди учащихся с низкой степенью удовлетворенности школьной жизнью были выделены дети, имеющие школьную дезадаптацию и резко сниженную мотивацию учения. Данные ученики были включены в психокоррекционные группы и посещают развивающие и коррекционные занятия у психолога.
Комментаний:
В семейной психологии/психотерапии гармоничные, здоровые семьи принято называть функциональными, дисгармоничные – дисфункциональными. Согласно диагностической модели Д.Олсона, включающей 2 критерия – сплоченность и гибкость, можно выделить 16 типов семейных систем. Из них 4 являются сбалансированными или функциональными, 8 – среднесбалансированными или полуфункциональными и 4 крайних типа – несбалансированными или дисфункциональными.
Если тест выявит, что Ваша семья функциональна, то Вы можете порадоваться и продолжить строить счастливые отношения. Если же тест покажет, что ваша семья не является функциональной и/или Ваша идеальная модель семьи отличается от функциональной модели, то важно найти в себе силы и возможности поработать над способами семейного взаимодействия, семейными правилами. Хорошую помощь в этом Вам может оказать семейный психолог/психотерапевт, ведь также как мы не можем быть абсолютно самостоятельными в профилактике и лечении зубов, мы не всегда самостоятельно можем справиться и со своей психикой во взаимодействии с другими людьми.
Если у Вас пока нет собственной семьи, т.е. супружества, то полезно ответить на вопросы, имея ввиду родительскую семью. Это поможет осознать, какую модель семьи Ваше бессознательное “стремится” перенести в будущую жизнь, даже если Вы сами сознательно не желаете этого. Таким образом, можно сказать, что первый тест для Вас о бессознательных желаниях, а второй – о сознательных.
Желаем искренности при ответах, так как нет смысла обманывать самого себя!
Бланк опросника:
Ф.И.О._______________________________________
Возраст__________ Дата________________________
Прочитайте написанные в таблице высказывания и оцените представленные варианты ответов.
Обычно в нашей семье:
Утверждение | 1. почти никогда |
2. редко |
3. иногда |
4. часто |
5. почти всегда |
1. Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью | |||||
2. При решении проблем учитываются предложения ребенка | |||||
3. Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи | |||||
4. При установлении правил поведения учитывается мнение ребенка | |||||
5. Нам нравится делать что-то всей семьей | |||||
6. В нашей семье лидер (т. е. главный человек) может меняться | |||||
7. Члены нашей семьи более близки друг с другом, чем с посторонними |
|||||
8. Способы выполнения различных дел в нашей семье могут изменяться |
|||||
9. Члены нашей семьи любят проводить свободное время вместе |
|||||
10.Наказания обсуждаются родителями вместе с детьми |
|||||
11.Члены нашей семьи чувствуют, что мы очень близкие друг другу люди |
|||||
13.Когда семья собирается куда-то вместе, никто из нас этого не пропускает |
|||||
15.Нам легко представить себе, куда можно направиться всей семьей |
|||||
16.Домашние обязанности могут переходить от одного члена семьи к другому |
|||||
19.Единство очень важно для нашей семьи | |||||
20.Мы всегда знаем, какие обязанности в домашнем хозяйстве закреплены за каждым членом семьи |
А теперь, пожалуйста, опишите самую хорошую семью, о которой вы мечтаете
Утверждение | 1. почти никогда |
2. редко |
3. иногда |
4. часто |
5. почти всегда |
1.Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью | |||||
2.При решении проблем учитываются предложения ребенка | |||||
3.Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи | |||||
4.При установлении правил поведения учитывается мнение ребенка | |||||
5.Нам нравится делать что-то всей семьей | |||||
6.В нашей семье лидер (т.е. главный человек может меняться) | |||||
7.Члены нашей семьи более близки друг с другом, чем с посторонними | |||||
8.Способы выполнения различных дел в нашей семье могут изменяться | |||||
9.Члены нашей семьи любят проводить свободное время вместе | |||||
10.Наказания обсуждаются родителями вместе с детьми | |||||
11.Члены нашей семьи чувствуют, что мы очень близкие друг другу люди | |||||
12.В нашей семье дети могут принимать самостоятельные решения | |||||
13.Когда семья собирается куда-то вместе, никто из нас этого не пропускает | |||||
14.Правила в нашей семье могут изменяться | |||||
15.Нам легко представить себе, куда можно направиться всей семьей | |||||
16.Домашние обязанности могут переходить от одного члена семьи к другому | |||||
17.Мы советуемся друг с другом при принятии решений | |||||
18.Мы точно знаем, кто у нас в семье самый главный | |||||
18.Единство очень важно для нашей семьи | |||||
20.Мы всегда знаем,какие обязанности в домашнем хозяйстве закреплены за каждым членом семьи |
С введением ФГОС ДО изменились некоторые положения аттестации педагогов. Появилась необходимость предъявлять документально подтвержденные результаты определения уровня психологической комфортности пребывания детей в группах детского сада. В помощь педагогам и психологам ДОО предлагаем материал, включающий анализ результатов наблюдений; перечень методов и приемов работы в разных возрастных группах; анкету для родителей; характеристику воспитанников группы; образец справки об уровне психологической комфортности.
Анализ результатов обследования уровня психологической комфортности
(на основе метода наблюдения Смирновой Е.О.)
Параметры наблюдений | Количество детей, % | Результаты обследований (качественный анализ) | ||
октябрь | апрель | октябрь | апрель |
|
I. Инициативность | ||||
Ребёнок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми, ждет указаний взрослых, играет в одиночестве или пассивно следит за другими (0 баллов) | ||||
Ребёнок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым (1 балл) | ||||
Ребёнок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия, а взрослых – к оценке этих действий (2 балла) | ||||
II. Чувствительность к воздействиям | ||||
Ребёнок лишь в редких случаях реагирует на действия сверстников и предложения взрослых, предпочитая индивидуальную игру (0 баллов) | ||||
Ребёнок не всегда отвечает на предложения сверстников, но с удовольствием выполняет поручения взрослых (1 балл) | ||||
Ребёнок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия, помогает взрослым (2 балла) | ||||
III. Преобладающий эмоциональный фон | ||||
Негативный: капризничает, отказывается от еды, игр, занятий и т.п. в течение длительного времени (0 баллов) | ||||
Нейтрально-деловой: ребенок спокоен, активен, исполнителен (1 балл) | ||||
Позитивный: ребенок бодр, энергичен, инициативен (2 балла) |
Результаты обследования уровня психологической комфортности
Период обследования:________ Возраст детей:______ Воспитатели:____________________________
Фамилия, имя ребенка | Общая оценка психологической комфортности ребенка |
||||
Оценка параметров психологической комфортности в группе |
Повышение уровня психологической комфортности:
Возрастная группа | Направления работы | Используемые методы и приемы | Мониторинговые мероприятия | Результаты обследований | |
октябрь | апрель |
||||
Первая и вторая младшая, средняя | Формирование и развитие доверия к миру, уверенности в себе и своих возможностях, доброжелательного отношения к людям, общей жизненной активности. | Создание комфорта, уюта и спокойной, доброжелательной обстановки. «Утро радостных встреч» - сюрпризные моменты, использование шумовых игрушек, релаксационные игры, прослушивание детских песен и классической музыки, аудио- и видеосказок. Игры на развитие мелкой моторики. Использование потешек, прибауток, считалок и др. форм фольклора в разные режимные моменты. | Наблюдения в течение дня и отдельных режимных моментов (Смирнова Е.О., Холмогорова В.М.). Анкета для педагогов (Коломенский Я.Л., Панько Е.А., Белоус А.Н.) Методика "Паровозик" (Велиева С.В.) | ||
Старшая и подготови-тельная | Анкета «Эмоциональное благополучие в детском саду» (Бабанова А.А.) Тест «Я в детском саду» (Быкова М., Аромштам М.) |
АНКЕТА
Уважаемые родители! Мы постоянно стремимся к совершенствованию работы нашего детского сала. Для этого просим Вас ответить на эти вопросы, отметив подходящий вариант ответа или добавив свой вариант.
2. Чем вы удовлетворены в работе группы? | ||
|
|
|
3. Какие семейные традиции Вы соблюдаете? | ||
|
|
|
4. Какие увлечения есть у членов Вашей семьи, к которым вы подключаете своего ребенка? | ||
|
|
|
5. Что «приносит» Ваш ребенок из детского сада? | ||
|
|
|
6. Более охотно ребенок играет | ||
|
|
|
7. Чем легче успокоить вашего ребенка? | ||
|
|
|
8. Часто ли вы говорите ребенку, что он герой, богатырь, красавец, талант? | ||
|
|
|
9. Как вы обычно поступаете, если ребенок плохо себя вел? | ||
| ||
Ставим в угол Шлепком Ремнем Лишением удовольствий (сладостей, м/ф, прогулок, компьютера и т.п.) Ограничением в общении (не разговариваем) Угрозами (уйду от тебя, не буду любить и т.п.) | ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
10. Часто ли у вас в семье шутят, смеются? | ||
|
СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ № ____
20___ года
Краткие характеристики | К кому относятся | Поводы и возможные причины проявления особенностей характера |
|
Уровень развития выше возрастной нормы | |||
Наблюдается отставание в развитии (и в чем именно) | |||
Дети часто проявляют агрессивность | |||
Дети часто плаксивы, тревожны | |||
Не выполняют требования воспитателей | |||
Медлительные дети | |||
Подвижные дети | |||
Популярные дети (в общении со сверстн.) | |||
Непопулярные дети | |||
Другие характеристики |
Тревожность
(на основе методики «Шкала тревожности» Дж. Тейлора)
1. Может долго работать, не уставая. 7. Расстраивается по любому поводу.
2. Всегда уверен в своих силах. 8. Настороженно относится к людям.
3. Ожидание его нервирует. 9. Уклоняется от конфликтов.
4. Настроение обычно приподнятое. 10. Часто не хватает уверенности в себе.
5. Не слишком застенчив. 11. Бывает трудно сосредоточиться на задании.
6. Часто бывает напряжен. 12. Бывает трудно усидеть на одном месте.
Фамилия, имя ребенка | ВОПРОСЫ | Всего (по ключу) | Примечания |
||||||||||||
16 | |||||||||||||||
17 | |||||||||||||||
18 | |||||||||||||||
19 | |||||||||||||||
20 | |||||||||||||||
21 | |||||||||||||||
22 | |||||||||||||||
23 |
Ключ: по 1 баллу за ответ «да» на вопросы 3, 6 – 12 и за ответ «нет» на вопросы 1, 2, 4, 5.
Высокий уровень тревожности – 7 – 12 баллов; средний уровень – 4 – 6 баллов; низкий – 1 – 3.
СПРАВКА (образец)
об уровне психологической комфортности пребывания воспитанников
в группе №___ ДОУ № _____ г. Кургана
Воспитатели: _____________________________________________________
20__-20__ учебный год
Оценка психологической комфортности пребывания воспитанников в группе производилась на основе сравнительного анализа наблюдений воспитателей, результатов опроса родителей и материалов выборочного психологического исследования с использованием методик _______________________________
______________________________________________________________
(данные прилагаются).
Выводы:
Дата: __________ Педагог-психолог ДОУ: _______________
Анкета для родителей
Цель: определение уровня комфортности ребёнка в семье.
Инструкция:
Отвечая на вопросы, вы имеете право выбрать одно приоритетное качество.
а) Хороший организации быта;
б) Радости общения;
в) Покоя и защищённости;
а) Здоровье детей;
б) Хорошая учёба;
в) трудовое участие детей в жизни семьи;
а) да;
б) нет;
в) не знаю
а) да;
б) нет;
в) не знаю
а) Быть материально обеспеченным
б) Встретить любовь
в) Иметь много друзей
г) Реализовать свои интеллектуальные возможности
Сообщите, пожалуйста, если Вы обнаружили ошибочную ссылку или документ скачивается с ошибкой