Определение уровня комфортности проживания ребенка в семье. Методическая разработка на тему: Исследование уровня психологической комфортности пребывания воспитанников в ДОО. Метод диагностики межличностных отношений

28.02.2024

Опросник “Шкала семейной адаптации и сплоченности” (FACES-3 / Тест Олсона) оценивает уровень семейной сплоченности (степень эмоциональной связи между членами семьи: при максимальной выраженности этой связи они эмоционально взаимозависимы, при минимальной - автономны и дистанцированы друг от друга; для диагностики семейной сплоченности используются следующие показатели: “эмоциональная связь”, “семейные границы”, “принятие решений”, “время”, “друзья”, “интересы и отдых”) и уровень семейной адаптации (характеристика того, насколько гибко или, наоборот, ригидно способна семейная система приспосабливаться, изменяться при воздействии на нее стрессоров; для диагностики адаптации используются следующие параметры: “лидерство”, “контроль”, “дисциплина”, “правила и роли в семье”) . Методика диагностики адаптации и сплоченности семьи представляет собой один из наиболее известных стандартизированных опросников, предназначенных для оценки семейной структуры. Авторами данного опросника являются Д. X. Олсон, Дж. Портнер и И. Лави; была адаптирована в 1986 году М. Перре.

Опросник Шкала семейной адаптации и сплоченности сконструирован таким образом, что позволяет проанализировать, как члены семьи в данное время воспринимают свою семью и какой бы они хотели ее видеть. Расхождение между восприятием и идеалом определяет степень удовлетворенности, психологический климат существующей семейной системой. “Идеал” дает информацию о направлении и степени изменений в семейном функционировании, которые хотел бы осуществить каждый из принявших участие в исследовании. Чем больше расхождение между идеалом и восприятием, тем больше неудовлетворенность существующей семейной системой.

Опросник FACES-3 могут заполнить все члены семьи, включая подростков старше 12 лет. В идеале необходимо применять его ко всем членам семьи, способным заполнять анкету, что поможет всесторонне оценить особенности их коммуникации .

Инструкция.

Вариант А. Опишите Вашу реальную семью (супруги и дети). Прочитайте следующие высказывания и оцените их с помощью представленной шкалы.

Стимульный материал (вопросы):

Утверждение

почти никогда

время от времени

почти всегда

1. Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью

2. При решении проблем учитываются предложения детей

3. Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи

4. Дети самостоятельно выбирают форму поведения

5. Мы предпочитаем общаться только в узком семейном кругу

6. Каждый член нашей семьи может быть лидером

7. Члены нашей семьи более близки с посторонними, чем друг с другом

8. В нашей семье изменяется способ выполнения повседневных дел

9. Мы любим проводить свободное время все вместе

10. Наказания обсуждаются родителями и детьми вместе

11. Члены нашей семьи чувствуют себя очень близкими друг другу

12. В нашей семье большинство решений принимается родителями

13. На семейных мероприятиях присутствует большинство членов семьи

14. Правила в нашей семье изменяются

15. Нам трудно представить себе, что мы могли бы предпринять всей семьей

16. Домашние обязанности могут переходить от одного члена семьи к другому

18. Трудно сказать, кто у нас в семье лидер

19. Единство очень важно для нашей семьи

20. Трудно сказать, какие обязанности в домашнем хозяйстве выполняет каждый член семьи

Ключ к Опроснику Шкала семейной адаптации и сплоченности (Опросник FACES-3 / Тест Д. Х. Олсона).

Нормы оценок и средние показатели для FACES-3 (Шкала семейной адаптации и сплоченности)

Основные параметры

Группы семей

Зрелые супружеские пары

Семьи с подростками

Молодые супружеские пары

Сплоченность

Адаптация

Сплоченность

Разобщенный

Разделенный

Связанный

Сцепленный

Адаптация

Ригидный

Структурный

Хаотичный

Примечание. X - средние показатели; SD - стандартные отклонения от средних.

Оценка параметров шкалы FACES-3

Диагностические параметры

№ утверждений

Эмоциональная связь

Семейная сплоченность

Семейные границы

Принятие решений

Интересы и отдых

Лидерство

Семейная адаптация

Контроль

Дисциплина

К расширенным возможностям методики следует отнести исследования более частного уровня, а именно диагностических параметров шкал сплоченности и адаптации (таблица выше). Группу риска будут составлять семьи с ригидной структурой, не позволяющей быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и возникающим стрессам в жизни семьи, что, в свою очередь, препятствует переходу к выполнению семьей задач развития, характеризующих новый этап жизненного цикла семьи. Подобная структура затрудняет проживание кризисных периодов и продвижение семьи по стадиям жизненного цикла. В эту группу войдут также семьи, структура которых хаотична и не сбалансирована, что свидетельствует о пребывании семьи в ситуации кризиса (например, вследствие рождения ребенка, развода, потери источников дохода, перемены места жительства и действия других ненормативных стрессоров). В этом состоянии семья может находиться в течение такого периода времени, которое ей необходимо для адаптации к кризисной ситуации. Проблемным данное состояние становится тогда, когда система застревает в состоянии хаоса надолго.

Обработка и интерпретация результатов

1. Определение типа структуры семьи. При обработке подсчитывается количество баллов:

почти никогда - 1,

время от времени - 3,

почти всегда - 5,

полученных при суммировании четных и нечетных утверждений. Количество баллов, полученное при суммировании нечетных пунктов, определяет уровень семейной сплоченности, четных - уровень семейной адаптации. Тип семейной системы определяется двумя параметрами - суммарными оценками по шкалам сплоченности и семейной адаптации в соответствии с нормами оценок, стандартизированных на различных выборках.

2. Определение уровня удовлетворенности семейной жизнью. Разница между идеальными и реальными оценками по двум шкалам (сплоченности и адаптации) определяет степень удовлетворенности испытуемого семейной жизнью. В настоящее время не существует никаких эмпирических норм для определения оценки расхождения идеального и осознаваемого. Высокая оценка расхождения указывает на низкую семейную удовлетворенность. Расхождение должно быть рассчитано для каждого члена семьи по сплоченности и адаптации, а общая оценка может быть получена в результате сложения этих двух оценок. Обратная зависимость полученных результатов является оценкой семейной удовлетворенности.

В основе создания методики лежит “циркулярная модель” (“круговая модель”) Д. X. Олсона. Эта модель включает в себя три важнейших параметра семейного поведения: сплоченность, адаптация и коммуникация. FACES-3 является третьим вариантом серий шкал FACES, разработанным для оценки двух основных параметров структуры семьи, представленных графически в “циркулярной модели”, - семейной сплоченности и семейной адаптации.

В “циркулярной модели” различают четыре уровня семейной сплоченности - от экстремально низкого до экстремально высокого. Они получили следующие названия: разобщенный, разделенный, связанный и сцепленный. Аналогично диагностируют четыре уровня семейной адаптации: ригидный, структурированный, гибкий и хаотичный.

Авторы данного опросника выделяют умеренные (сбалансированные) и крайние (экстремальные) уровни семейной сплоченности и адаптации и считают, что именно сбалансированные уровни - показатель успешности функционирования системы. Для семейной сплоченности такими уровнями являются разделенный и связанный, для семейной адаптации - структурированный и гибкий. Экстремальные уровни обычно рассматриваются как проблематичные, ведущие к нарушениям функционирования семейной системы.

Посредством комбинирования четырех уровней сплоченности и четырех уровней адаптации возможно определить 16 типов семейных систем, 4 из которых являются умеренными по обоим уровням и называются сбалансированными, 4 - экстремальными, или несбалансированными, так как имеют крайние показатели по обоим уровням. Восемь других типов являются средними (среднесбалансированными), так как один из параметров относится к экстремальным, а другой - к сбалансированным уровням (см. рис. 1).

4.5 Rating 4.50 (1 Vote)


20. /Для КР -2011/Анкеты и диагностика/Умение дружить.doc
21. /Для КР -2011/Анкеты и диагностика/Уровень воспитанности 9 класс.doc
22. /Для КР -2011/Анкеты и диагностика/Уровень воспитанности учени анкета.doc
23. /Для КР -2011/Анкеты и диагностика/для родителей.doc
24. /Для КР -2011/Анкеты и диагностика/имижд_ОУ.doc
25. /Для КР -2011/ПРОГРАММА обучения учащихся правилам ППБ.doc
26. /Для КР -2011/План воспитательной работы на 2011-2012 год для КР.doc
27. /Для КР -2011/Положение о школьной спартакиаде.doc
28. /Для КР -2011/Портфолио для классного руководителя/АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПЛАНА.doc
29. /Для КР -2011/Портфолио для классного руководителя/ДИАГНОСТИКА КАЧЕСТВА.doc
30. /Для КР -2011/Портфолио для классного руководителя/ДОКУМЕНТАЦИЯ КРk.doc
31. /Для КР -2011/Портфолио для классного руководителя/ДОКУМЕНТАЦИЯ ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.doc
32. /Для КР -2011/Портфолио для классного руководителя/Диагностика результатов.doc
33. /Для КР -2011/Портфолио для классного руководителя/Диагностика эффективности воспитательного процесса.doc
34. /Для КР -2011/Портфолио для классного руководителя/Документы классного руководителя по профилактике правонарушений.doc
35. /Для КР -2011/Портфолио для классного руководителя/Карта посещения внеклассного мероприятия.doc
36. /Для КР -2011/Портфолио для классного руководителя/МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РФ.doc
37. /Для КР -2011/Портфолио для классного руководителя/Методики диагностики сфоримированности коллектьива.doc
38. /Для КР -2011/Портфолио для классного руководителя/ОБРАЗЦЫ/ОБРАЗЕЦ АНАЛИЗ ВР doc.doc
39. /Для КР -2011/Портфолио для классного руководителя/ОБРАЗЦЫ/Примерная схема анализа воспитательной работы класса.doc
40. /Для КР -2011/Портфолио для классного руководителя/ОБРАЗЦЫ/образец протоколов родительских собраний.doc
41. /Для КР -2011/Портфолио для классного руководителя/ОБРАЗЦЫ/шаблон воспитательно плана.doc
42. /Для КР -2011/Портфолио для классного руководителя/Отчет председателя МО.doc
43. /Для КР -2011/Портфолио для классного руководителя/Программа мониторинга развития личности и индивидуальности.doc
44. /Для КР -2011/Портфолио для классного руководителя/Психолого- педагогическая диагностика.doc
45. /Для КР -2011/Портфолио для классного руководителя/СХЕМА АНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ.doc
46. /Для КР -2011/Портфолио для классного руководителя/СХЕМА самоанализа воспитательной работы.doc
47. /Для КР -2011/Портфолио для классного руководителя/Самоанализ успешности классного руководителя.doc
48. /Для КР -2011/Портфолио для классного руководителя/Самооценка профессиональных качеств педагога.doc
49. /Для КР -2011/Портфолио для классного руководителя/ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ КР.doc
50. /Для КР -2011/Портфолио для классного руководителя/закон о коммендантском часе.doc
51. /Для КР -2011/Портфолио для классного руководителя/записка для родителей.doc
52. /Для КР -2011/Портфолио для классного руководителя/методика мотивации учебной деятельности.doc
53. /Для КР -2011/Портфолио для классного руководителя/оценочный лист кл.рук-ля-утверждено.rtf
54. /Для КР -2011/Портфолио для классного руководителя/работа с родителямиi.doc
55. /Для КР -2011/Портфолио для классного руководителя/текущие дела КР.doc
56. /Для КР -2011/Программа по ПДД для 5-11 классов.doc
57. /Для КР -2011/Программы воспмтательной деятельности МОУ Огнеупорненская СОШ на 2011-2012 год.doc
58. /Для КР -2011/даты на 2012.doc
59. /Для КР -2011/инструкции/ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ.doc
60. /Для КР -2011/инструкции/Правила поведения в общественных местах.doc
61. /Для КР -2011/инструкции/Правила поведения в случае присасывания клеща и еще.doc
62. /Для КР -2011/инструкции/Правила поведения на льду.doc
63. /Для КР -2011/инструкции/поведение в столовой.doc
64. /Для КР -2011/инструкции/правила поведения при организации пропускного режима.doc
65. /Для КР -2011/классный час поведение в столовй.doc Анкета для родителей
Анкета для учащихся «моя семья»
Анкета зож для учащихся 1-4 классов

Анкета старшеклассника
Анкета старшеклассника по профориентации
Анкета: “Классный руководитель глазами школьников”
Анкет а «Взаимопонимание детей и родителей в семье»
Анкета для родителей Цель: определение уровня комфортности ребёнка в семье. Инструкция
Диагностика нравственной мотивации Учитель
Диагностика нравственной самооценки Учитель
Диагностика отношения к нравственным качествам Учитель
Диагностика толерантного поведения Учитель
Диагностика уровня эстетичекой культуры Проведение анкетирования
Анкета для выявления уровня воспитанности учащихся ответы: "да" знак "+", "нет" знак "-"


Таблица №1 (в%)
Умение дружить Тест
Уровень воспитанности 9 класс
Уровень воспитанности учени­ка
Я доверяю классному руководителю в воспитании моего ребенка. Мероприятия, проводимые в классе и школе, я одобряю
Методические рекомендации по формированию имиджа образовательного учреждения
Л. н чуланова Б. Ж. № от «01» сентября 2010 г. № от «01» сентября 2010 г м. п м. п. Программа
Планирование и организация воспитательной работы на 2011-2012 учебный год
Положение о школьной Спартакиаде мбоу огнеупорненская сош
Сведения о родителях мать
Диагностика качества воспитательной деятельности классного руководителя
Классный руководитель – это педагог класса, прослеживающий процесс формирования личности каждого ребенка и содействующий наилучшему освоению и усвоению мира каждым ребенком
План работы по разделам I. Введение. Характеристика класса. Задачи. При необходимости и по возможности определение детей, которые нуждаются в индивидуальном подходе
Тема: «Диагностика результатов воспитательной работы»
Исследование по занятости в кружках Диагностика воспитания
Документы классного руководителя по вопросам профилактики правонарушений
Анализ внеклассного мероприятия. I. Ф. И. О., должность проверяющего
Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими
Методики диагностики сформированности коллектива. Наши отношения
Анализ воспитательной работы за / учебный год
Анализа воспитательной работы класса за учебный год
Протокол родительского собрания №
План внеклассной воспитательной работы с учащимися класса на учебный год
Анализ работы Методического Объединения учителей Председатель Название методической темы, над которой работало мо в текущем год
Программа мониторинга развития личности и индивидуальности младших школьников
Информационная функция
Основные требования к проведению мероприятия
Схема самоанализа внеклассного мероприятия
Самоанализ успешности классного руководителя
Самооценка профессиональных качеств педагога (спк)
Примерные темы самообразования классных руководителей, воспитателей

Записка для родителей
Методика диагностики структуры учебной мотивации
Оценочный лист по классному руководству
Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семь­ями учащихся
Календарно-тематическое планирование воспитательной работы (четверть, месяц, неделя)
Название темы
Протокол №1 Направление
Сентябрь 09
Правила поведения учащихся в школе
Поведения детей и подростков в общественных местах
Руководство изыскательских работ обязано принимать безотлагательные меры при любом нарушении распорядка дня, дисциплины, правил техники безопасности вплоть до отстранения нарушителя от работы и отправки его из экспедиции
Правила поведения на льду
Поведение учащихся в столовой
Правила поведения для учащихся и посетителей при организации пропускного режима в школе Во время уроков и на переменах выход учащихся из помещения школы строго воспрещается
Классный час «Поведение в столовой»
Варианты анкетирования учащихся и родителей в рамках мониторинга воспитательного процесса

Анкета для родителей

Цель: определение уровня комфортности ребёнка в семье.

Инструкция :

Отвечая на вопросы, вы имеете право выбрать одно приоритетное качество.


  1. Как вы думаете, чего ждёт ваш ребёнок от семьи, в которой живёт?
а) Хороший организации быта;

б) Радости общения;

в) Покоя и защищённости;


  1. Что более всего заботит вас в семье?
а) Здоровье детей;

б) Хорошая учёба;

в) трудовое участие детей в жизни семьи;


  1. Одинок ли ваш ребёнок в семье?
а) да; б) нет; в) не знаю

  1. Как вы думаете, захочет ли ваш ребёнок, чтобы его будущая семья была похожа на вашу?
а) да; б) нет; в) не знаю

  1. Какая из приведённых ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребёнка наиболее значимым?
а) Быть материально обеспеченным

б) Встретить любовь

в) Иметь много друзей

г) Реализовать свои интеллектуальные возможности


  1. Знаком ли ваш ребёнок с теми моральными и материальными проблемами
а) да; б) нет

  1. Есть ли у вашего ребёнка секреты от своей семьи?
а) да; б) нет

8.Что для вашего ребёнка вечер дома

а) Радость общения

б) Возможность быть самим собой

в) Мучение и пытка

Анкета для учащихся

Цель : определения комфортабельности ребёнка в семье.

Инструкция : Отвечая на вопросы, ты можешь выбрать одно из выбранных упражнений.


  1. Что бы ты хотел получить от своей семьи, в которой живёшь
а) Хорошая организация быта;

б) Радость общения;

в) Покоя и защищённости


  1. Одинок ли ты в своей семье?
а) да; б) нет; в) не знаю

  1. Хочешь ли ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на твою сегодняшнюю семью?
а) да; б) нет; в) не знаю

  1. Как ты думаешь, что больше всего заботит твоих родителей в семейной жизни?
а) Здоровье детей;

б) Хорошая учёба детей;

в) Трудовое участие ребёнка в жизни семьи;

г) Настроение детей и причины его изменений;


  1. Какая из приведённых ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для тебя наиболее значимой?
а) Быть материально обеспеченным;

б) Встретить любовь;

в) Иметь много друзей;

г) Реализовать свои интеллектуальные возможности;


  1. Есть ли у тебя секреты от твоей семьи?
а) да; б) нет; в) не знаю;

  1. Что для тебя вечер дома?
а) Радость общения;

б) Возможность быть самим собой;

в) Мучение и пытка;


  1. Знаком ли ты с моральными и материальными проблемами в твоей семье?
а) да; б) нет

I. Отношение к материальным и духовным ценностям


  1. Мир на Земле

  2. Огонь человека

  3. Родина

  4. Отчий дом

  5. Окружающая природа

  6. Дружба народов

  7. Патриотизм

  8. Народная культура.

  9. Русская классическая литература

  1. Межнациональные культурные ценности подчеркните - архитектура,
    живопись, поэзия, проза, музыка и др./

  2. Книги зарубежных авторов

  3. Образование

  4. Наука

  5. История общества

  6. Семья

  7. Религия

  8. Интересная работа

  9. Труд как творчество

  10. Труд во имя личных целей

  11. Гуманизм отношений людей

  12. Справедливость

  13. Равные права людей всех национальностей

  14. Честь и достоинство личности

  15. Деньги

  16. Материальное благополучие

  17. Рыночные отношения

  18. Бизнес

  19. Карьера

  20. Любовь

  21. Дружба

  22. Моральная ответственность за свое поведение

  23. Нравственная свобода выбора жизненных целей.
П. Диапазон интересов учащихся к жизни общества и к мировым проблемам.

Ваше отношение к экономическим реформам, проводимым в стране. Считаете ли Вы, что усилилась социальная защищенность молодежи?

31. Да 32. Нет 33. Затрудняюсь ответить

Считаете ли Вы, что эти процессы изменили положение молодежи в обществе?


  1. R лучшую сторону. 36. Ничего не изменили.

  2. В худшую сторону, 37. Затрудняюсь ответить.
Считаете ли Вы, что экономические реформы открывают для Вас больше возможностей для творческого развития?

  1. Да, считаю.

  2. В какой-то мере да.

  3. Нет. не считаю.

  4. Затрудняюсь ответить.
Ваше отношение к экологическим проблемам.

  1. Хочу участвовать в экологической деятельности.

  2. Не вижу смысла.

  3. Не готов к этому, но понимаю важность этой проблемы.
Проблемы научно-технического прогресса и гуманные права человека.

  1. Научно-технический прогресс улучшает жизнь человека.

  2. Нет, не улучшает.

  3. Вносит много противоречий.

  4. Что-то еще
Космос и его использование в мирных целях.

  1. Да, необходимы исследования.

  2. Нужны дополнительные средства.

  3. Не вижу смысла.

  4. Что-то еще
Политика разоружения: диалог между государствами.

  1. Да, разоружения необходимы.

  2. Частично.

  3. Нет - разоружению.

  4. Не могу ответить.
Региональные конфликты (Чечня, Таджикистан, др.)

  1. Необходим мир на основе переговоров.

  2. Вывести войска. России из республик.

  3. Предоставить национальным республикам самим решать свои проблемы.

  4. Другие мнения
(напишите) ___________________________________________

Ш. Каковы, по Вашему мнению, позитивные особенности современной молодежи по сравнению с ее сверстниками 70-х годов?


  1. Молодежь более знающая, интеллектуально развитая.

  2. Стремится к научному знанию.

  3. Молодежь более социально активна.

  4. Стремится выработать личные идейные и нравственные взгляды и идеалы.

  5. Молодежь активно стремится к самовыражению и самореализации.

  6. Молодежь более увлекается музыкой.

  7. Больше увлекается отдельными видами спорта.

  8. Современная молодежь увлекается техническим творчеством.

  9. Интересуется политикой.
    (Да/Нет)
В чем, по Вашему мнению, слабые стороны большинства современной молодежи?

  1. Стало слабее стремление к продолжению образования.

  2. Хуже отношение к учебе.

  3. Отношение к трудовой деятельности стало существенно хуже.

  4. Социальная активность большинства молодежи приобретает стихийные и не
    всегда общественно оправданные формы.

  5. Проявляется аполитичность.

  6. Значительная часть молодежи характеризуется бездуховностью.

  7. Отношение к спорту, искусству стало потребительским, а не творческим (не
    играть в футбол, а смотреть его, не вникать в содержание, а развлекаться и т.п.).

  8. Отношение к старшим стало не уважительным.

  9. Увеличилось число молодых людей, совершающих противоправные
    действия.

  10. Что-то
еще

В какой степени Вы готовы после окончания школы: (отметьте знаком + или -)

В сильной В средней В слабой Не знаю


  1. Трудиться в народном хозяйстве

  2. Постоянно повышать свой
    образовательный уровень

  3. Добросовестно относиться к
    любой работе

  4. Бороться со всеми прояв-­
    лениями бесхозяйственного
отношения к общественной

Собственности

84. Всегда вести себя в

Соответствии с общечеловечес­кими моральными принципами


  1. Смело, не взирая на лица,
    выступать против всех недос-­
    татков и ошибок

  2. Участвовать в обществен-­
    ной работе
Какие формы деятельности интересны лично для Вас (возможно несколько ответов)

87. Участие в работе молодежных организаций (если возможно, укажите, в каких)


  1. Участие в трудовой общественно-полезной деятельности.

  2. Участие в работе кооперативов.

  3. Экологическая деятельность.

  4. Физкультура н спорт, туризм.

  5. Посещение театров, кино, выставок, музеев, творческая деятельность.

  6. Участие в торжественных собраниях, тематических вечерах.

  7. Участие в митингах и демонстрациях.

  8. Участие в работе дискуссионных политических клубов.

  9. Чтение и обсуждение текущих публицистических материалов.

  10. Просмотр молодежных телепрограмм.

  11. Вечера отдыха, дискотеки.

  12. Что еще?
Из каких источников Вы чаще всего получаете информацию о событиях в

стране и за рубежом


  1. Из передач по радио.

  2. Из телевизионных программ (укажите, «из каких)

  1. Из политинформации и уроков в школе.

  2. Из разговоров с товарищами.

  3. Из разговоров в семье.

  4. Из газет и журналов.

  5. Из других источников
(укажите)____________________________________

Что Вас прежде всего интересует из получаемой информации


  1. Политические события а стране.

  2. Экономические проблемы.

  3. Социальная жизнь общества.
    ПО. Рассказы о людях труда.

  1. Рассказы о героях Великой Отечественной войны.

  2. Рассказы о выдающихся борцах за свободу и т.п.

  3. Нравственные проблемы,

  4. Материалы- о жизни за рубежом.

  5. События культурной жизни (кино, театр, искусство, музыка)
    (подчеркните).

  6. Спортивные обозрения.

  7. Что-то еще
    (укажите)

  8. Назовите 5-6 имен общественных деятелей, которые для Вас наиболее
    авторитетны
Какие из нижеследующих целей и в какой степени значимы для Вас (отметьте знаком + или -)

В сильной Б средней В слабой Не знаю

Степени степени степени


  1. Труд на благо Родины

  2. Материальное
    благополучие

  3. Стремление принести
    пользу людям

  4. Беззаботная жизнь

  5. Высокое уважение
    окружающих

  6. Другие цели (какие -
    допишите сами)
В каких сферах необходимо предоставление всем гражданам социальных прав и

свобод?


  1. В труде.

  2. В бесплатном образовании.

  3. В бесплатном медицинском обслуживании.

  4. В обучении на родном языке.

  5. В развитии национальной культуры.

  6. В предоставлении коммунальных квартир.

  7. В чем еще
(допишите)

Ваше отношение к искусству


  1. Сколько раз Вы побывали в течение года в драматическом, оперном
    театрах, концертах, музеях?

  2. Назовите последний увиденный Вами спектакль, фильм, концерт, теле- и
    радиопередач}", ее авторов, исполнителей, содержание.

  3. Какой вид искусства Вам нравится больше других?

  4. Напишите названия трех наиболее понравившихся Вам спектаклей,
    произведений, картин, художников, скульптур, архитектуры (отечественных и
    зарубежных).
136. Приведите примеры не понравившихся Вам произведений искусства и объясните, почему.

137. Назовите произведения искусства, которые вызвали у Вас активное неприятие. Мотивируйте свои оценки.


  1. Какие компоненты художественных произведений наиболее эмоционально
    Вами воспринимаются: развитие сюжета, идейное содержание, авторская мысль,
    внутренний мир героев?

  2. Как и в какой мере помогает Вам искусство в общественно полезном труде,
    творчестве, в проведении досуга, в учебе?

  3. Что Вы ищете в искусстве? Человековедение, нравственный и эстетический
    идеалы, развлечения, обогащение духовного мира, социальной оценки
    действительности.

  4. Кого из героев произведений - прошлого и настоящего - Вы считаете для
    себя образцом?

  5. Какие виды и жанры искусства наиболее активно влияют на Вас в процессе
    выработки взглядов, убеждений, вкусов и качеств предпочтений в жизни и
    общении?

  6. В чем проявляется влияние искусства в Вашей жизни?

  7. Что способствует или мешает удовлетворению потребности в искусстве?
АНКЕТА

П. Понимание патриотизма, гражданственности


  1. Усвоение родного языка, любовь к родной речи

  2. Национальность как исторически сложившаяся общность языка,
    культуры своего народа и др.

  3. Знание отечественной культуры (подчеркните наиболее важное для
    Вас):
литература

Живопись

Архитектура

Киноискусство

Памятники

Др. составляющие культуры

4. Любовь к Отечеству

(допишите ваше понимание)


  1. Бережное отношение к родной природе
    Участие в охране и возрождении

  2. Уважение к ветеранам Отечественной войны Да Нет

  3. Готовность защищать независимость Родины Да Нет

  4. Позитивно-ценностное отношение к истории страны Да Нет

  5. Уважение к традициям, культуре, обычаям народа
10. Нравственные и эстетические идеалы народа, воплощенные в
искусстве, в т.ч. сказаниях, пословицах, поговорках, и т.п.
(подчеркните или допишите свое понимание)

  1. Взаимосвязь отечественной культуры с другими национальными
    культурами (литература национальных писателей России/мировая
    художественная культура)

  2. Гражданственность (Ваше понимание):
    развитое чувство долга
готовность трудиться на благо Родины

Воссоздание материальных ценностей

Воссоздание духовных ценностей

Стремление создать хорошую семью

Ответственность за детей

(подчеркните нужные понятия или допишите что-то еще)

13. Находят ли патриотизм, гражданственность отражение:

Во внеклассной работе Да Нет

(допишите, подчеркните: клубы, кружки, туристско-краеведческие экспедиции, самодеятельные детские и юношеские организации, какие из них?) в произведениях искусства, с которыми Вы знакомы (назовите

Некоторые из них)

В передачах телевидения радио

14. Если бы Вам представилась возможность выехать в другую страну, как бы

Вы поступили?

Уехал бы навсегда

Остался бы жить и работать дома

Отправился бы в качестве туриста

Получил бы командировку для временной работы

Заключил бы контракт по специальности на какой-то срок и вернулся бы на

Родину (подчеркните или отметьте знаком + или -)

Примечание: Вы можете подчеркнуть не одно, а несколько понятий, обвести кружком, дописать свое, важное только для Вас, что-то предложить для сочинений, для дискуссий.

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Учащимся предлагается оценить их согласно с предложенными утверждениями по следующеё шкале:

4 – совершенно согласен

3 – согласен

2 – трудно сказать

1 – не согласен

0 – совершенно не согласен


  1. я иду утром в школу с радостью

  2. в школе у меня обычно хорошее настроение

  3. в нашем классе хороший классный руководитель

  4. к нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации

  5. у меня есть любимый учитель

  6. в классе я могу всегда свободно высказывать своё мнение

  7. я считаю, что в наше школе созданы все условия для развития многих способностей

  8. у меня есть любимые школьные предметы

  9. я считаю, что школа по – настоящему готовит меня к самостоятельной жизни

  10. на летних каникулах я скучаю по школе
Обработка:

Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью «у» является частное отделения общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если «у» больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же «у» больше 2, но меньше 3, то это соответствует средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Исследования удовлетворённости учащихся школьной жизнью позволили выявить те факторы школьной жизни, которые благоприятно влияют на эмоциональную и мотивационную сферу учащихся, стимулируют их познавательную деятельность.

Так в апреле 2004 годе среди учащихся 5-9 классов было проведено анкетирование (см. пр.5 «Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизни»). С этой целью было опрошено 450 учащихся.

72% учащихся оказались полностью удовлетворены школьной жизнью. Причем основными факторами, способствующими, положительному отношению к школе у 22% учащихся был отмечен фактор наличия в классе хорошего классного руководителя и любимого учителя. У 19% учащихся то, что в школе созданы все условия для развития многих способностей. 21% учащихся считают, что школа по-настоящему готовит их к самостоятельной жизни, а 10% опрошенных имеют любимые школьные предметы. У 24% учащихся была констатированы средняя степень удовлетворенности школьной жизнью. А у 4% - низкая. Среди учащихся с низкой степенью удовлетворенности школьной жизнью были выделены дети, имеющие школьную дезадаптацию и резко сниженную мотивацию учения. Данные ученики были включены в психокоррекционные группы и посещают развивающие и коррекционные занятия у психолога.

Комментаний:

В семейной психологии/психотерапии гармоничные, здоровые семьи принято называть функциональными, дисгармоничные – дисфункциональными. Согласно диагностической модели Д.Олсона, включающей 2 критерия – сплоченность и гибкость, можно выделить 16 типов семейных систем. Из них 4 являются сбалансированными или функциональными, 8 – среднесбалансированными или полуфункциональными и 4 крайних типа – несбалансированными или дисфункциональными.

Если тест выявит, что Ваша семья функциональна, то Вы можете порадоваться и продолжить строить счастливые отношения. Если же тест покажет, что ваша семья не является функциональной и/или Ваша идеальная модель семьи отличается от функциональной модели, то важно найти в себе силы и возможности поработать над способами семейного взаимодействия, семейными правилами. Хорошую помощь в этом Вам может оказать семейный психолог/психотерапевт, ведь также как мы не можем быть абсолютно самостоятельными в профилактике и лечении зубов, мы не всегда самостоятельно можем справиться и со своей психикой во взаимодействии с другими людьми.

Если у Вас пока нет собственной семьи, т.е. супружества, то полезно ответить на вопросы, имея ввиду родительскую семью. Это поможет осознать, какую модель семьи Ваше бессознательное “стремится” перенести в будущую жизнь, даже если Вы сами сознательно не желаете этого. Таким образом, можно сказать, что первый тест для Вас о бессознательных желаниях, а второй – о сознательных.

Желаем искренности при ответах, так как нет смысла обманывать самого себя!

Бланк опросника:

Ф.И.О._______________________________________

Возраст__________ Дата________________________

Прочитайте написанные в таблице высказывания и оцените представленные варианты ответов.

Обычно в нашей семье:

Утверждение 1.
почти никогда
2.
редко
3.
иногда
4.
часто
5.
почти всегда
1. Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью
2. При решении проблем учитываются предложения ребенка
3. Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи
4. При установлении правил поведения учитывается мнение ребенка
5. Нам нравится делать что-то всей семьей
6. В нашей семье лидер (т. е. главный человек) может меняться
7. Члены нашей семьи более близки друг с другом, чем
с посторонними
8. Способы выполнения различных дел в нашей семье
могут изменяться
9. Члены нашей семьи любят проводить свободное
время вместе
10.Наказания обсуждаются родителями вместе с
детьми
11.Члены нашей семьи чувствуют, что мы очень
близкие друг другу люди
13.Когда семья собирается куда-то вместе, никто из
нас этого не пропускает
15.Нам легко представить себе, куда можно
направиться всей семьей
16.Домашние обязанности могут переходить от
одного члена семьи к другому
19.Единство очень важно для нашей семьи
20.Мы всегда знаем, какие обязанности в домашнем
хозяйстве закреплены за каждым членом семьи

А теперь, пожалуйста, опишите самую хорошую семью, о которой вы мечтаете

Утверждение 1.
почти никогда
2.
редко
3.
иногда
4.
часто
5.
почти всегда
1.Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью
2.При решении проблем учитываются предложения ребенка
3.Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи
4.При установлении правил поведения учитывается мнение ребенка
5.Нам нравится делать что-то всей семьей
6.В нашей семье лидер (т.е. главный человек может меняться)
7.Члены нашей семьи более близки друг с другом, чем с посторонними
8.Способы выполнения различных дел в нашей семье могут изменяться
9.Члены нашей семьи любят проводить свободное время вместе
10.Наказания обсуждаются родителями вместе с детьми
11.Члены нашей семьи чувствуют, что мы очень близкие друг другу люди
12.В нашей семье дети могут принимать самостоятельные решения
13.Когда семья собирается куда-то вместе, никто из нас этого не пропускает
14.Правила в нашей семье могут изменяться
15.Нам легко представить себе, куда можно направиться всей семьей
16.Домашние обязанности могут переходить от одного члена семьи к другому
17.Мы советуемся друг с другом при принятии решений
18.Мы точно знаем, кто у нас в семье самый главный
18.Единство очень важно для нашей семьи
20.Мы всегда знаем,какие обязанности в домашнем хозяйстве закреплены за каждым членом семьи

С введением ФГОС ДО изменились некоторые положения аттестации педагогов. Появилась необходимость предъявлять документально подтвержденные результаты определения уровня психологической комфортности пребывания детей в группах детского сада. В помощь педагогам и психологам ДОО предлагаем материал, включающий анализ результатов наблюдений; перечень методов и приемов работы в разных возрастных группах; анкету для родителей; характеристику воспитанников группы; образец справки об уровне психологической комфортности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ результатов обследования уровня психологической комфортности

(на основе метода наблюдения Смирновой Е.О.)

Параметры наблюдений

Количество детей, %

Результаты обследований

(качественный анализ)

октябрь

апрель

октябрь

апрель

I. Инициативность

Ребёнок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми, ждет указаний взрослых, играет в одиночестве или пассивно следит за другими (0 баллов)

Ребёнок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым (1 балл)

Ребёнок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия, а взрослых – к оценке этих действий (2 балла)

II. Чувствительность к воздействиям

Ребёнок лишь в редких случаях реагирует на действия сверстников и предложения взрослых, предпочитая индивидуальную игру (0 баллов)

Ребёнок не всегда отвечает на предложения сверстников, но с удовольствием выполняет поручения взрослых (1 балл)

Ребёнок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия, помогает взрослым (2 балла)

III. Преобладающий эмоциональный фон

Негативный: капризничает, отказывается от еды, игр, занятий и т.п. в течение длительного времени (0 баллов)

Нейтрально-деловой: ребенок спокоен, активен, исполнителен (1 балл)

Позитивный: ребенок бодр, энергичен, инициативен (2 балла)

Результаты обследования уровня психологической комфортности

Период обследования:________ Возраст детей:______ Воспитатели:____________________________

Фамилия, имя ребенка

Общая оценка психологической комфортности ребенка

Оценка параметров психологической комфортности в группе

Повышение уровня психологической комфортности:

Возрастная группа

Направления работы

Используемые методы и приемы

Мониторинговые мероприятия

Результаты обследований

октябрь

апрель

Первая и вторая младшая,

средняя

Формирование и развитие

доверия к миру, уверенности в себе и своих возможностях, доброжелательного отношения к людям,

общей жизненной активности.

Создание комфорта, уюта и спокойной, доброжелательной обстановки.

«Утро радостных встреч» - сюрпризные моменты,

использование шумовых игрушек, релаксационные игры, прослушивание детских песен и классической музыки, аудио- и видеосказок.

Игры на развитие мелкой моторики.

Использование потешек, прибауток, считалок и др. форм фольклора в разные режимные моменты.

Наблюдения в течение дня и отдельных режимных моментов (Смирнова Е.О., Холмогорова В.М.).

Анкета для педагогов (Коломенский Я.Л., Панько Е.А., Белоус А.Н.)

Методика "Паровозик" (Велиева С.В.)

Старшая и подготови-тельная

Анкета «Эмоциональное благополучие в детском саду» (Бабанова А.А.)

Тест «Я в детском саду»

(Быкова М., Аромштам М.)

АНКЕТА

Уважаемые родители! Мы постоянно стремимся к совершенствованию работы нашего детского сала. Для этого просим Вас ответить на эти вопросы, отметив подходящий вариант ответа или добавив свой вариант.

2. Чем вы удовлетворены в работе группы?

  • Качеством образования
  • Отношением воспитателей к детям
  • Порядком, требованиями, дисциплиной
  • Оформлением интерьера группы
  • Комфортной доброжелательной обстановкой

3. Какие семейные традиции Вы соблюдаете?

  • Дни рождения членов семьи
  • Посещение кинотеатров, театров, музеев и др.
  • Религиозные обряды
  • Праздники (Новый год, 8 Марта, 9 Мая и др.)
  • День создания семьи
  • Профессиональные праздники
  • Выпуск семейной газеты
  • Оформление фотоальбомов
  • Воскресные семейные обеды (ужины)
  • Проведение семейных советов
  • Другое ______________________

4. Какие увлечения есть у членов Вашей семьи, к которым вы подключаете своего ребенка?

  • Спорт
  • Рыбалка
  • Домашние животные
  • Шахматы
  • Рукоделие
  • Музицирование (пение)
  • Коллекционирование
  • Чтение
  • Сочинение стихов (рассказов, сказок)
  • Другое __________________________

5. Что «приносит» Ваш ребенок из детского сада?

  • Новые знания и навыки
  • Умение замечать красивое
  • Культуру общения
  • Интерес к знаниям
  • Желание идти в школу
  • Внимание к близким
  • Страх перед взрослыми
  • Сквернословие
  • Непослушание
  • Нервозность
  • Самостоятельность
  • Усталость
  • Возбуждение
  • Нежелание ходить в дет. сад
  • Грубость
  • Другое _________________________

6. Более охотно ребенок играет

  • со сверстниками
  • с младшими детьми
  • со старшими
  • с детьми своего пола
  • с детьми противоположного пола

7. Чем легче успокоить вашего ребенка?

  • подарками, лакомствами
  • уговорами, лаской
  • похвалой
  • наказанием
  • обещанием выполнить его желание

8. Часто ли вы говорите ребенку, что он герой, богатырь, красавец, талант?

  • Очень часто
  • Редко
  • Не считаю нужным излишне захваливать

9. Как вы обычно поступаете, если ребенок плохо себя вел?

  • Наказываем ребенка (подчеркните, каким образом):

Ставим в угол

Шлепком

Ремнем

Лишением удовольствий (сладостей, м/ф, прогулок, компьютера и т.п.)

Ограничением в общении (не разговариваем)

Угрозами (уйду от тебя, не буду любить и т.п.)

  • Ведем нравоучительную беседу
  • Обсуждаем проступок (без участия ребенка) с членами семьи
  • Показываем личный пример поведения в подобной ситуации
  • Обсуждаем поступки героев подходящих сказок, мультфильмов
  • Оставляем ситуацию без внимания – разрешится сама со временем
  • Обвиняем других участников конфликта(детей, воспитателей, близких…)

10. Часто ли у вас в семье шутят, смеются?

  • Да, часто
  • Редко
  • Нет поводов для веселья

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ № ____

20___ года

Краткие характеристики

К кому относятся

Поводы и возможные причины проявления особенностей характера

Уровень развития выше возрастной нормы

Наблюдается отставание в развитии (и в чем именно)

Дети часто проявляют агрессивность

Дети часто плаксивы, тревожны

Не выполняют требования воспитателей

Медлительные дети

Подвижные дети

Популярные дети (в общении со сверстн.)

Непопулярные дети

Другие характеристики

Тревожность

(на основе методики «Шкала тревожности» Дж. Тейлора)

1. Может долго работать, не уставая. 7. Расстраивается по любому поводу.

2. Всегда уверен в своих силах. 8. Настороженно относится к людям.

3. Ожидание его нервирует. 9. Уклоняется от конфликтов.

4. Настроение обычно приподнятое. 10. Часто не хватает уверенности в себе.

5. Не слишком застенчив. 11. Бывает трудно сосредоточиться на задании.

6. Часто бывает напряжен. 12. Бывает трудно усидеть на одном месте.

Фамилия, имя ребенка

ВОПРОСЫ

Всего

(по ключу)

Примечания

16

17

18

19

20

21

22

23

Ключ: по 1 баллу за ответ «да» на вопросы 3, 6 – 12 и за ответ «нет» на вопросы 1, 2, 4, 5.

Высокий уровень тревожности – 7 – 12 баллов; средний уровень – 4 – 6 баллов; низкий – 1 – 3.

СПРАВКА (образец)

об уровне психологической комфортности пребывания воспитанников

в группе №___ ДОУ № _____ г. Кургана

Воспитатели: _____________________________________________________

20__-20__ учебный год

Оценка психологической комфортности пребывания воспитанников в группе производилась на основе сравнительного анализа наблюдений воспитателей, результатов опроса родителей и материалов выборочного психологического исследования с использованием методик _______________________________

______________________________________________________________

(данные прилагаются).

Выводы:

  • Результаты всех проведенных исследований показывают положительную динамику психоэмоционального состояния воспитанников группы - __________________________________ (количественные показатели исследований).
  • Низкие показатели в начале учебного года объясняются _____________ (особенности адаптации, новые условия при формировании специализированных или сводных групп, смена воспитателей, проявление возрастного кризиса и т.п.).
  • Положительная динамика является результатом активного использования педагогами группы _____________________________ (методы и приемы, используемые в определенной возрастной группе, педагогические находки воспитателей, работа с родителями и т.п.).

Дата: __________ Педагог-психолог ДОУ: _______________


Варианты анкетирования учащихся и родителей в рамках мониторинга воспитательного процесса

Анкета для родителей

Цель: определение уровня комфортности ребёнка в семье.

Инструкция:

Отвечая на вопросы, вы имеете право выбрать одно приоритетное качество.

  1. Как вы думаете, чего ждёт ваш ребёнок от семьи, в которой живёт?

    а) Хороший организации быта;
    б) Радости общения;
    в) Покоя и защищённости;

  2. Что более всего заботит вас в семье?

    а) Здоровье детей;
    б) Хорошая учёба;
    в) трудовое участие детей в жизни семьи;

  3. Одинок ли ваш ребёнок в семье?

    а) да;
    б) нет;
    в) не знаю

  4. Как вы думаете, захочет ли ваш ребёнок, чтобы его будущая семья была похожа на вашу?

    а) да;
    б) нет;
    в) не знаю

  5. Какая из приведённых ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребёнка наиболее значимым?

    а) Быть материально обеспеченным
    б) Встретить любовь
    в) Иметь много друзей
    г) Реализовать свои интеллектуальные возможности

Варианты анкетирования учащихся и родителей в рамках мониторинга воспитательного процесса

Сообщите, пожалуйста, если Вы обнаружили ошибочную ссылку или документ скачивается с ошибкой