«Роль помощника воспитателя в образовательном процессе».
Взаимосвязь воспитателя и помощника воспитателя в педагогическом процессе и повседневной жизни детей.
Педагог - это звучит гордо!
Однако согласно мировым исследованиям работа с детьми является одной из наиболее сложных и ответственных занятий. Причина этого скрывается в хрупкости и ранимости детской психики, формирование которой частично ложится на плечи его воспитателя. «Два в одном! Три в одном! А точнее сказать: Пять в Одном! » Именно пять разных людей сливаются в одного воспитателя. Добрая - добрая воспитатель МАМА. Умная и строгая воспитатель - учительница. Яркая и непредсказуемая воспитатель - артистка (она так зажигательно смеётся, изображая любого сказочного героя). Заботливая и внимательная воспитатель - психолог (она заглянет в детскую душу, увидит то, что не разглядел никто и поможет раскрыться). Талантливая воспитатель - художник (она всё нарисует, научит многому, ведь детки так любят мастерить и рисовать) .
Немного из истории.
История профессии воспитателя зародилась в Древней Греции. В те времена воспитанием ребёнка занимался раб, который отводил его в школу и нёс все необходимые принадлежности для его учёбы. В остальное время раб следил за развитием ребёнка, оберегал его от опасностей и невольно формировал поступки ребёнка и его поведение в целом. Некоторое время спустя дело раба продолжил домашний воспитатель, а в последствии после популяризации общественного образования появилась профессия воспитателя. Профессия воспитателя появилась относительно недавно в начале прошлого века.
Профессия современности.
Постоянное общение с ребёнком - важнейшая служебная функция воспитателя. На множество вопросов воспитатель должен суметь дать ответ с учётом возраста. От того, как правильно и насколько быстро воспитатель найдёт подход к каждому ребёнку, сумеет организовать, жизнь детей в условиях дошкольного учреждения зависит, будут ли дети спокойными, ласковыми и общительными или же они вырастут беспокойными, настороженными, замкнутыми.
Перед воспитателем стоит нелёгкая задача - будучи взрослым человеком, который развивает и обучает ребёнка, понимать и чувствовать детский мир, сочетать в себе строгость и доброту, уважение к маленькому человеку и требовательность.
Главный метод в обучении, развитии и воспитании детей - это игра. Мудрые воспитатели мало запрещают и много играют. Ведь дети живут в игре, на собственном опыте убеждаясь, как неприятно, когда обижают слабого, и как радостно получить помощь, когда ты в ней нуждаешься.
Работая с детьми, воспитатель занимается непосредственной организацией их жизни в условиях определённого дошкольного учреждения, выполняя все предусмотренные мероприятия.
Чтобы все виды деятельности осуществлялись на хорошем педагогическом уровне, большое значение имеет согласованность в работе воспитателя и помощника воспитателя. Взаимоотношения детей и взрослых выступают в качестве важнейшего условия психического развития детей. В процессе этой связи взрослый передаёт ребёнку способы использования предметов, организует соответствующим образом его действия, осуществляет контроль и коррекцию психического развития. Вот почему характер взаимодействия детей со взрослыми имеет особое значение. В. А. Сухомлинский писал, что от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его ум и сердце с окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
Говоря о роли взрослых в дошкольной жизни детей, чаще всего мы имеем в виду родителей и воспитателей, забываем про помощника воспитателя, которая непосредственно или косвенно воздействует на развитие личности ребёнка. Круг её обязанностей в детском дошкольном учреждении раньше сводился в основном к санитарной уборке посещения, получение и раздачи пищи, выполнение режима дня, гигиенического ухода детей (умывание, переодевание, кормление и т. д.) .
Когда изменилось название профессии и няня стала называться помощником воспитателя, должностные обязанности начали носить некоторую педагогическую направленность.
Характеристики помощника воспитателя.
1. Помощник воспитателя работает под руководством и в тесном контакте с воспитателем группы.
2. Под руководством воспитателя участвует в организации воспитательно - образовательной работы с детьми и в режимных процессах:
*понимает, признаёт и принимает личность ребёнка, это значит, умеет становиться на позицию ребёнка, считаться с его точкой зрения и не игнорировать его чувства и эмоции;
*поддерживает натуральную эмоционально - стабильную обстановку в группе в течении дня;
*наблюдает за самостоятельной деятельностью дошкольников, по мере необходимости участвует в руководстве игровой, трудовой, самостоятельной их деятельностью;
*участвует в подготовке и организации занятий;
*формирует у детей культурно - гигиенические навыки, самостоятельность;
*сопровождает детей на целевых прогулках, экскурсиях, в пеших походах;
*раздевает и одевает детей;
*кормит и укладывает спать.
3. Осуществляет санитарно - гигиенический досмотр детей.
4. Обеспечивает санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря.
5. Получает и раздаёт еду.
6. Принимает участие в оздоровительных и закаливающих мероприятий, которые направлены на укрепление здоровья детей.
Помощник воспитателя должен знать.
1. Правила внутреннего трудового распорядка.
2. Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, педагогические методы и приёмы организации их деятельности, руководство детьми и воздействие на них.
3. Правила присмотра детей.
4. Распорядок дня.
5. Санитарно - гигиенические нормы поддерживания помещений, оборудования, инвентаря.
6. Правила санитарии и гигиены.
В образовательном процессе детского сада большое внимание уделяется организации быта детей. Основная особенность бытовой деятельности заключается в том, что она - постоянная сфера воспитательного влияния. Быт создаёт самые разнообразные условия для систематического упражнения детей в нравственных поступках, воспитания у них культурно-гигиенических навыков, пробуждения их интересов, выявления способностей и их совершенствования.
Важнейшие условия для организации быта детей:
*точное соблюдение режима дня;
*рациональное распределение обязанностей воспитателя и помощника воспитателя.
Координация действий воспитателя и помощника воспитателя.
I . Организация утреннего приёма детей
Обязанности воспитателя
Общие правила приёма: необходимо, чтобы посещение детского сада было привлекательным, радостным, а расставание с родными не приносило детям огорчения
1. Готовит групповое помещение к приёму детей: проветривает, следит за температурным режимом воздуха, создаёт уютную обстановку.
1. Проводит влажную уборку помещения.
2. Создаёт тёплую, дружескую атмосферу для встречи с каждым ребёнком.
2. Поддерживает тёплую, дружескую атмосферу в группе.
3. Осуществляет приём детей.
3. Помогает воспитателю осуществлять приём детей: присматривает за детьми, которые играют, занимается с прибывшим ребёнком, в то время когда воспитатель принимает других детей.
4. Проводит индивидуальные беседы с родителями, короткие консультации. Осуществляет гигиенический уход за детьми.
5. Проводит индивидуальную работу с детьми:
*Формирует у детей культуру поведения, знакомит их с правилами общения, с формами вежливого обращения друг с другом;
*Проводит работу по закреплению знаний и умений детей, развитию их психических процессов;
*Регулирует двигательную активность каждого ребёнка.
5. Под руководством воспитателя принимает участие в работе с родителями: беседует с ними о состоянии здоровья, сна, аппетита, одежды детей в группе.
6. Организует и руководит трудовой деятельностью детей. Совместно с воспитателем и под его руководством регулирует двигательную активность каждого дошкольника.
7. По мере необходимости организует, в ненавязчивой форме руководит самостоятельной и игровой деятельностью детей, регулирует внутри коллективные отношения дошкольников.
7. Под руководством воспитателя по мере необходимости в ненавязчивой форме руководит самостоятельной, игровой и трудовой деятельностью детей; регулирует внутри коллективные отношения дошкольников.
II . Подготовка и организация прогулки
Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя
1. Оказывает детям помощь в процессе одевания на прогулку и раздевания по её окончании
2. Воспитывает у детей самостоятельность, чувства взаимопомощи, формирует навыки личной гигиены
2. В сотрудничестве с воспитателем и под его руководством воспитывает у детей самостоятельность, чувство взаимопомощи, формирует навыки личной гигиены
3. Планирует содержание деятельности детей на прогулке с учётом поры года, погоды, предыдущих занятий, интересов, возрастных и индивидуальных возможностей детей
3. Помогает воспитателю вывести детей на прогулку
4. Организует и проводит на прогулке наблюдения, экскурсии, занятия, игры, трудовую деятельность и индивидуальную работу с детьми
4. Участвует в организации продолжительных целевых экскурсий, пеших походов
5. Организует рациональную двигательную активность; содействует развитию физических качеств детей. Следит за равномерным распределением физической нагрузки
5. Совместно с воспитателем проводит закаливающие мероприятия (воздушные, солнечные, водные ванны)
6. Создаёт условия для организации самостоятельной деятельности детей
6. По окончании прогулки по мере необходимости просушивает одежду детей
7. Наблюдает за самостоятельной деятельностью детей на участке, а в случае необходимости осуществляет ненавязчивое руководство этой деятельностью
8. Организует и проводит закаливающие мероприятия (воздушные, солнечные, водные ванны)
III . Подготовка и организация кормления, сна, закаливания детей
Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя
1. Осуществляет подготовку, создаёт благоприятную обстановку перед приёмом пищи, сном детей
1. Осуществляет санитарно - гигиенический уход за детьми (следит за чистотой одежды, лица, рук)
2. Следит за правильной сервировкой столов, организацией дежурства по столовой, распределяет трудовые поручения
2. Совместно с воспитателем воспитывает у детей самостоятельность, формирует навыки культуры приёма пищи, культурно - гигиенические навыки
3. Воспитывает самостоятельность, навыки культурного приёма еды, культурно - гигиенические навыки
3. Получает и раздаёт пищу
4. По мере необходимости докармливает детей
4. Сервирует столы, совместно с воспитателем руководит дежурством детей по столовой
5. Помогает детям подготовиться ко сну, укладывает детей спать
5. Поддерживает благоприятную, спокойную обстановку во время приёма пищи и сна
6. Следит за температурным режимом в спальне и игровой комнате, создаёт спокойную обстановку во время сна детей, наблюдает за их сном
6. Совместно с воспитателем организует и проводит закаливающие мероприятия
7. Осуществляет постепенный подъём детей после сна
8. Организует и проводит закаливающие мероприятия с учётом индивидуальных особенностей детей
IV . Игровая деятельность
Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя
1. Наблюдает, организует, в ненавязчивой форме руководит игрой детей
1. Наблюдает за игрой детей, которые находятся вне поля зрения воспитателя. По мере необходимости в ненавязчивой форме руководит игрой
2. Создаёт игровое пространство, подбирает необходимый материал согласно возрастным и индивидуальным особенностям детей
2. Поддерживает созданное воспитателем и детьми игровое пространство (игровую ситуацию)
3. Создаёт эмоционально-стабильную обстановку во время игры
3. Поддерживает эмоционально-стабильную обстановку во время игры детей
4. Содействует формированию игрового коллектива (игровых групп) и становлению в этом коллективе личности каждого ребёнка
4. Оказывает воспитателю помощь в санитарно-гигиенической обработке оборудования для игры и игрушек
5. Вызывает интерес к тому или иному событию жизни, влияет на воображение и чувства детей в процессе руководства игрой
6. Расширяет игровые умения и навыки, обогащает содержание игр, используя разнообразные истоки, формы, методы и приёмы
7. Повышает культуру поведения, формирует устойчивый интерес к игре
8. Через игру углубляет и закрепляет интерес детей к разнообразным профессиям, воспитывает уважение к труду
9. Осуществляет связь игры с другими видами деятельности
10. Изготавливает по мере необходимости материал для игр, проводит совместно с родителями и помощником воспитателя мелкий ремонт игрушек
V . Изобразительная деятельность
Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя
1. Формирует у детей интерес к изобразительной деятельности
1. Оказывает воспитателю помощь в подготовке необходимого для занятий оборудования и материала, помогает убирать его по окончании занятия
2. Развивать наблюдательность детей, целенаправленно, путём специальных наблюдений формирует у детей знания и представления об окружающей действительности. Постепенно и последовательно развивает восприятие и воображение детей
2. Во время индивидуальной работы воспитателя с детьми, наблюдает за самостоятельной деятельностью детей, по мере необходимости в ненавязчивой форме, руководит этой деятельностью
3. Создаёт эмоционально-стабильную атмосферу во время наблюдений и в процессе изобразительной деятельности
3. Оказывает воспитателю помощь в организации выставок детских работ
4. Знакомит детей с произведениями изобразительного искусства
5. Руководит и целенаправленно обучает детей способам изображения, технике рисования, лепки, аппликации
6. Содействует развитию творческих способностей и инициативе детей
7. Создаёт условия для самостоятельной изобразительной деятельности детей
VI . Трудовая деятельность
Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя
1. Добиваться формирования необходимых предпосылок трудовой деятельности. Формирование, необходимые для данного возраста, трудовых навыков, положительного отношения к труду
1. Совместно с воспитателем и под его руководством формирует необходимые для данного возраста трудовые навыки, положительное отношение к труду
2. Формирует у детей знания о труде взрослых
2. В сотрудничестве с воспитателем и под его руководством осуществляет контроль и руководит дежурством детей по столовой
3. Организует труд дошкольников, учитывая потребности и возможности каждого ребёнка
3. Учитывая личные нужды и возможности каждого ребёнка, поручает трудовые поручения, привлекает детей к совместному хозяйственно-бытовому труду (убрать посуду, вытереть пыль с полок и т. д.)
4. Осуществляет контроль и руководит трудовой деятельностью детей
5. Подбирает необходимое оборудование для труда, расставляет его с учётом педагогической целенаправленности
6. Содействует созданию в группе трудовой атмосферы
VII . Учебная деятельность
Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя
1. Организует педагогически целенаправленные условия воспитания и обучения детей
1. В процессе проведения воспитателем индивидуальных занятий, занятий по подгруппам, диагностических исследований наблюдает за самостоятельной деятельностью дошкольников
2. Проводит диагностические исследования, направленные на изучение индивидуальных особенностей детей (познавательных процессов, личных качеств, положение детей в системе межличностных отношений)
2. По мере необходимости оказывает воспитателю помощь в подготовке оборудования и материала к занятиям, убирание их после занятий
3. Содействует установлению натурального стиля отношений с детьми и детей один до одного в процессе учебной деятельности и повседневной жизни
3. По мере необходимости участвует в организации и проведении занятий
4. Формирует интерес к приобретению знаний, к учебной деятельности
5. Формирует у детей навыки учебной деятельности, обеспечивает своим руководством своевременный переход детей на более высокий уровень развития и обучения
6. Воспитывает у детей умение наблюдать за действиями других детей, слушать один одного
7. Развивать интерес к народному творчеству, национальной культуре
8. Осуществляет подготовку к занятиям, организует и проводит их
9. Подготавливает пособия к занятиям
VIII . Самостоятельная деятельность
Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя
1. Подбирает и изготавливает необходимый материал для самостоятельной деятельности дошкольников, с педагогической целенаправленностью располагает его
1. В сотрудничестве с воспитателем поддерживает натуральную эмоционально-стабильную атмосферу в групп е
2. Создаёт натуральную атмосферу с целью сохранения психологического здоровья детей, культуры отношений. Регулирует внутриколлективные отношения
2. Наблюдает за самостоятельной деятельностью дошкольников, которые находятся вне поля зрения воспитателя. В случае необходимости, регулирует внутриколлективные отношения
3. Осуществляет ненавязчивое руководство при организации самостоятельной деятельности
Таким образом, мы видим, для того, чтобы добиться желаемого результата во всех видах деятельности и режимных моментах, необходима тесная взаимосвязь, взаимопонимание воспитателя и помощника воспитателя. Реализация программы дошкольного образования не возможна без взаимодействия всех работников дошкольного учреждения. Грамотный подход к планированию и организации работы воспитателя и помощника воспитателя позволит реализовать новые методики обучения детей дошкольного возраста. Их слаженные действия существенно снимут нагрузку на каждого из участников образовательного процесса и предоставят простор для творческой деятельности, учитывая интерес конкретного ребёнка и конкретной группы.
Помощник воспитателя – важная, нужная и ответственная профессия. К сотрудникам, которые занимают данную должность, выдвигаются повышенные требования, так как он работает с детьми. Рассмотрим подробнее описание профессии, обязанности и требования помощника воспитателя.
Профессию помощника воспитателя в народе называют просто «няня». Нянечка является неотъемлемым сотрудником детского садика и по своему статусу считается младшим работником. Характеристика обязанностей данного сотрудника довольно широка, так как главная задача каждой нянечки – это помощь и всяческое содействие воспитателю. Кроме того, помощник воспитателя занимается поддержанием чистоты в группе. Необходимость подобной должности в учреждения дошкольного образования обусловлена тем, что в состав группы обычно входит около 20 или даже 30 человек. Соответственно, 1 человек просто не в состоянии справиться с таким количеством малышей и уследить за каждым из них.
Кроме того, следует отметить тот факт, что малыши проводят в детском саду целый день. За это время они выполняют большое количество активностей: кушают, играют, гуляют, занимаются, спят и так далее.
Нянечка помогает воспитателю проводить все эти мероприятия. Чаще всего на должности нянечки работают женщины.
Как и любая другая профессия, должность помощника воспитателя характеризуется целым рядом признаков. Причем некоторые из них носят положительный характер, а другие – отрицательный. В связи с этим, прежде чем трудоустраиваться на должность, необходимо тщательно изучить все возможные трудности.
Для начала проанализируем положительные стороны работы помощника воспитателя.
Однако, помимо положительных сторон, существуют и отрицательные моменты.
Как мы видим, положительные стороны значительно перевешивают негативные. Однако в то же время для некоторых недостатки профессии могут оказаться слишком серьезными.
Как уже было сказано выше, основная задача нянечки – это помощь воспитателю, в связи с этим она выполняет следующие обязанности:
При этом следует иметь в виду, что описанные выше обязанности не являются исчерпывающими. Нянечка делает гораздо больше заданий. Однако специфические должностные обязанности сотрудника могут различаться в зависимости от конкретного места работы, требований работодателя, а также от того, с каким воспитателем и с какой группой детей он работает.
Кроме того, при трудоустройстве на работу каждый помощник воспитателя получает должностную инструкцию, в которой четко регламентирована рабочая деятельность сотрудника . Такие инструкции разрабатываются на основании федеральных государственных стандартов и с учетом законодательной базы нашей страны.
Так, зачастую должностная инструкция состоит из таких разделов, как:
Таким образом, еще в начале процесса трудоустройства помощник воспитателя может ознакомиться со своими должностными обязанностями и узнать о тех задачах, которые ему придется выполнять в ходе рабочего процесса. В связи с этим вы сможете объективно оценить свои силы на первом этапе и понять, подходит ли данная работа для вас. При этом не стесняйтесь на личном собеседовании задавать дополнительные вопросы.
Для того чтобы помощник воспитателя смог качественно и эффективно выполнять свою работу, он должен соответствовать всем требованиям, которые предъявляет ему работодатель. Причем эти требования касаются не только профессиональных качеств, но и личностных особенностей и черт характера. Рассмотрим обе эти группы подробнее.
В связи с тем, что большую часть своего рабочего времени няня проводит в непосредственном контакте с детьми, она должна обладать целым набором личностных качеств. Среди них выделяют следующие:
Кроме этого, при трудоустройстве на данную должность вы должны быть психологически готовы к постоянному общению с детьми, а также с их родителями.
Профессиональные требования могут разительно отличаться на каждом отдельном месте работы. Например, некоторые работодатели требуют от помощника воспитателя диплома об образовании, другие же подобные требования не предъявляют. Так или иначе, но прежде чем подавать свое резюме, внимательно изучите описание вакансии. Помимо образования, в отношении помощника воспитателя могут выдвигаться следующие требования:
Важно! Помните, что профессия помощника воспитателя довольно многогранна и требует от соискателя большого количества навыков и умения.
В первую очередь в процессе поиска работы на должности помощника воспитателя внимательно читайте описания вакансии. Все требования относительно образовательного уровня в обязательном порядке будут указаны работодателем. При этом следует иметь в виду, что они значительно различаются в зависимости от конкретного места работы: чаще всего профильное образование иметь необязательно. Если на должность будут подавать несколько соискателей, то работодатель отдаст предпочтение тому кандидату, который имеет соответствующий диплом (это должно быть педагогическое или психологическое направления обучения). Такой документ говорит о высокой квалификации сотрудника.
Кроме того, нередки случаи, когда на должность помощника воспитателя принимают людей, которые на данный момент заочно учатся на психолога или педагога. Таким образом, они получают необходимый опыт работы с детьми и тем самым повышают шансы на свое дальнейшее трудоустройство на более высокие позиции. Но должность нянечки также могут претендовать люди, прошедшие курсы повышения квалификации или переподготовки даже в том случае, если изначально они имеют высшее базовое образование по другим специальностям. Таким образом, требования в отношении образования помощника воспитателя не являются едиными. Детали необходимо уточнять на конкретном месте работы и у конкретного работодателя.
Несмотря на то что сама по себе профессия помощника воспитателя требует большого количества усилий и отдачи, получают данные сотрудники довольно мало. Так, средняя заработная плата нянечки в нашей стране составляет около 20 000 рублей. Большее материальное вознаграждение за свой труд получают сотрудники частных детских садов, в то время как государственные служащие могут зарабатывать и минимальный возможный оклад.
Помощник воспитателя – это должность, которая позволяет познакомиться со сферой дошкольного образования, получить опыт работы с детьми. Так, зачастую те, кто занимают данную должность и успешно справляются со своими обязанностями, начинают задумываться о карьерном росте и о возможных будущих перспективах. При этом карьерный путь может развиваться по-разному. Например, получив высшее образование в сфере педагогики и психологии, можно претендовать на позицию старшего воспитателя. Однако в детском саду существуют и другие должности, которые могут вызвать интерес у начинающего специалиста. К таким должностям можно отнести психолога, дефектолога и логопеда. А также многие молодые люди, которые мечтают построить свою карьеру в сфере управления образованием, начинают свой путь с должности помощника воспитателя.
Должностная инструкция помощника воспитателя детского сада 2015 - это документ, в котором описываются права, обязанности и профессиональные требования, предъявляемые к работникам на этой должности. Разберемся, как составляется этот документ.
В современном обществе все меньше родителей могут позволить себе посвящать время только ребенку и домашнему хозяйству. Именно поэтому и существуют детские сады и другие ДОУ (дошкольные образовательные учреждения). В них дети находятся под присмотром, оставляя родителям время на работу. Кроме того, в детском саду ребенок развивается и получает начальный минимум образования, который позднее позволит учиться в школе.
В каждом ДОУ есть персонал: заведующий (директор), воспитатели, методисты и т. д. Отношения между ними, объем профессиональных обязанностей и применимая ответственность для каждой должности должны быть четко урегулированы. Поэтому для каждой из должностей вводится своя инструкция.
Не является исключением и помощник воспитателя. Если воспитатель непосредственно занимается группой детей, организует их занятия и досуг, следит за порядком, то помощник помогает кормить детей, укладывает их спать, помогает им одеться или раздеться, сопровождает их на прогулке. Должностная инструкция позволяет четко определить не только объем функций и обязанностей помощника, но и его подчиненность в рамках субординации, предъявляемые к нему требования и т. д.
Не знаете свои права?
Как и любые другие документы, касающиеся педагогического персонала, инструкция для помощника должна соответствовать стандартам, в частности - профессиональным. Профессиональный стандарт устанавливается на федеральном уровне и описывает минимум общих требований, предъявляемых к работнику по этой должности. А должностная инструкция разрабатывается уже в конкретном ДОУ с учетом его специфики. Кроме того, инструкция должна соответствовать требованиям ГОСТ, касающимся документации.
Обычная инструкция для помощника воспитателя включает в себя следующие разделы:
Поскольку помощник должен содействовать воспитателю в работе с детьми, на него по квалификационным стандартам возлагаются следующие обязанности:
С учетом специфики конкретного сада на помощника могут возлагаться и иные обязанности сверх установленного стандартом минимума.
В соответствии с нормами, для должности помощника воспитателя устанавливаются следующие требования:
Федеральные нормы не требуют от помощника наличия стажа работы, и в муниципалитетах такие требования, как правило, тоже не устанавливаются.
Помощник воспитателя детского сада – это младший педагогический персонал, по-другому – няня. Организовывать игры, трудовую и воспитательную деятельность, помогать с едой, следить за порядком, соблюдением режима и расписания, поддерживать чистоту, сопровождать на прогулках, обеспечивать комфортное пребывание детей в саду – вот задачи такого сотрудника. Далее в статье мы расскажем все о том, что входит в обязанности такого работника, а также опишем другие трудовые нюансы.
О том, что должен делать помощник воспитателя, пишется в должной инструкции. Она существует для того, чтобы каждый работник четко понимал свои задачи, меру ответственности, а родитель мог бы проверить соответствие няни требованиям.
Каждое дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) адаптирует типовую инструкцию под свои нужды (руководствуясь «Правилами и порядком составления должностной инструкции в ДОУ”). В этом документе должны быть прописаны:
Экземпляры заверяются заведующим дошкольного образовательного учреждения с одной стороны и помощником воспитателя – с другой, каждая сторона хранит подписанный документ у себя.
Помощнику воспитателя нужно обладать средним (полным) общим образованием и профессиональной подготовкой по направлению «Образование и педагогика». К трудовому стажу требования не предъявляются. Нужны следующие профессиональные навыки и умения :
Няня должна обладать такими качествами, как :
Главная задача няни – оказать помощь :
Няня также занимается следующим :
Согласно общим положениям должностной инструкции, заведующий детским садом назначает няню, ему и подчиняется помощник воспитателя . Няня обязана выполнять требования инструкции, а также требования заведующего хозяйственной частью и воспитателя.
В своей работе руководствоваться:
Рабочий день у няни – полный, по 6 часов 5 дней в неделю . Это входит в нормы графика, утвержденного с учетом 40-часовой рабочей недели. Его согласовывает администрация дошкольного учреждения. Также няня обязана участвовать в тех мероприятиях (обязательных и входящих в план ДОУ), на которые не установлены нормы выработки.
Няня имеет все права, записанные в Трудовом кодексе РФ, в Федеральным законе «Об образовании в РФ» и в «Типовом положении о дошкольной образовательной организации», в Уставе учреждения и в Правилах внутреннего трудового распорядка. Помощник воспитателя также имеет право:
Няня помогает воспитателю во всех задачах, которые непосредственно связаны с воспитанием детей и с организационными вопросами. Она может подменять воспитателя, когда его нет. Но поскольку от помощника по должностной инструкции не требуется педагогического образования, няня не может взять на себя полноценную роль воспитателя , а именно – вести образовательную деятельность.
Это возможно в тех случаях, когда у няни есть определенная профессиональная квалификация, подтвержденная документами.
В 2013 году Госинспекция Министерства образования составил топ-жалоб от родителей на помощников воспитателей. В тройке самых распространенных претензий оказались :
Также родители очень часто жалуются на грубость со стороны помощников воспитателей по отношению к детям , на недосмотр за посудой и бельем, на придирчивость к конкретному ребенку.
Пожаловаться на няню заведующей детского сада или в вышестоящие органы можно в случаях, если:
Няня не обязана выполнять те функции, которые не прописаны в должностной инструкции . Например, она не должна вести образовательные занятия, лично ремонтировать игрушки и оборудование, проводить собрания с родителями.
Если помощник воспитателя плохо или совсем не выполняет свои профессиональные обязанности, можно написать личную или коллективную жалобу на имя заведующего детского сада, если изменений не произошло, обратиться письменно в Управление образования, Министерство образования, в Роспотребнадзор.
В некоторых детских садах помощники воспитателя выполняют также функции уборщиц и дворников. Они обязаны это делать только на основании трудового договора, должностных инструкций и внутренних правил. Основная же обязанность няни – всеобъемлющая помощь воспитателю, воспитательная, но не образовательная деятельность.
В случае любого нарушения Устава, условий Коллективного договора, данной должностной инструкции помощника воспитателя в ДОУ, Правил внутреннего трудового распорядка, приказов руководителя детского сада помощник воспитателя ДОУ подвергается дисциплинарным взысканиям согласно статье 192 ТК РФ.5.3. При использовании, даже единожды, способов воспитания, включающих в себя элементы физического и (или) психологического насилия над личностью ребенка, а также за совершение любого другого аморального поступка помощник воспитателя детского сада может быть освобожден от занимаемой должности согласно трудовому законодательству и ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Увольнение за такой поступок не принимается за меру дисциплинарного взыскания.5.4.
Помощник воспитателя должен знать: - законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; - Конвенцию ООН о правах ребенка; - основы педагогики, психологии, возрастной физиологии, гигиены, доврачебной медицинской помощи; - основы теории и методики воспитательной работы; - инструкции и правила по охране жизни и здоровья воспитанников, ухода за детьми; - санитарно-гигиенические нормы содержания помещений, оборудования, инвентаря; - правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации; - правила по охране труда и пожарной безопасности. 1.6. Помощник воспитателя обязан соблюдать Конвенцию ООН и Закон РФ о правах ребенка от 04 июля 1998 г. № 124-ФЗ.
2.1. Среднее (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.
За любое виновное причинение детсаду или участникам воспитательно-образовательного процесса ущерба во время исполнения (неисполнения) своих должностных обязанностей помощник воспитателя несет материальную ответственность в порядке и пределах, предусмотренных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.Контроль над выполнением настоящей должностной инструкции возлагается на воспитателя дошкольного образовательного учреждения. 6. Взаимоотношения. Связи по должности.Помощник воспитателя ДОУ: 6.1. Осуществляет свою деятельность в режиме нормированного рабочего дня согласно графику, составленному с учетом 40-часовой рабочей недели и утвержденному руководителем дошкольного образовательного учреждения, принимает участие в обязательных плановых общественных мероприятиях детского сада, на которые не установлены нормы выработки.
Проходит бесплатные периодические медицинские осмотры.3.14.Соблюдает этические нормы поведения в образовательном учреждении. 4.Права. Помощник воспитателя имеет право: 4.1.На получение моющих средств, инвентаря, обтирочного материала, выделение помещения под их хранение;4.2.На получение спецодежды по установленным нормам;4.3.Отказаться от проведения опасных для жизни и здоровья работ в условиях, когда отсутствуют и (или) не могут быть приняты необходимые меры безопасности;4.4.Участвовать в работе образовательного учреждения в порядке, определенным Уставом;4.5.На защиту профессиональной чести и достоинства;4.6.Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку ее работы; давать по ним объяснения. 5.Ответственность.
Внимание
Основные обязанности воспитателя в детском саду Учтите простое правило: если вы сомневаетесь в том, обязан ли воспитатель в вашем детском саду делать те или иные вещи, попросите дать вам прочесть его должностную инструкцию, трудовой договор, а также просмотрите санитарно-эпидемиологические требования СанПин. В этих документах вы найдете ответы на свои вопросы. Специалист приступает к своей работе и берет на себя ответственность за детей в начале рабочего дня.
Помощник воспитателя несет персональную ответственность: - за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации; - за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации; - за причинение материального ущерба – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации. 5.2. В случае нарушения Устава организации, условий Коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностей инструкции, приказов заведующего помощник воспитателя подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьей 192 ТК РФ. 5.3.
Подготавливает воду для закаливающих процедур и полоскания рта. 3.8. Помогает воспитателю при одевании и раздевании детей: первые две трети одетых на прогулку детей выходят с воспитателем, оставшуюся одну третью часть детей одевает помощник воспитателя и выводит на участок, передавая воспитателю. После прогулки встречает детей с воспитателем у входной двери и ведет детей вместе с воспитателем в группу 3.9.
Следит за чистотой полотенец, наличием в группе кипяченой воды для питья и полоскания рта. 3.10. Совместно с воспитателем: - проводит гигиенические и закаливающие процедуры; - подготавливает участок для прогулки (при необходимости); - присматривает за детьми во время «тихого часа» во время отсутствия воспитателя в группе по уважительной причине. 3.11. Проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями.
3.12. Приходит на смену за 10 мин до начала рабочего дня.
Ответственность помощника воспитателя5.1. Помощник воспитателя ДОУ несет полную персональную ответственность:
5.2.
Перед каждым проведением утренней гимнастики и физкультурного занятия проводит влажную уборку физкультурного зала. - Каждая пятница- генеральная уборка всего помещения 3.4. Осуществляет под руководством воспитателя повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации. 3.5.Организует: - работу по привитию воспитанникам навыков самообслуживания с учетом возраста; - общественно-полезный труд детей старших и подготовительных групп (разовые поручения для младших групп), сервировку стола; - прием пищи воспитанниками, проводит работу по освоению детьми правил поведения за столом, культурно-гигиенических навыков; - соблюдение воспитанниками требований охраны труда. 3.6. Взаимодействует с родителями (законными представителями) в вопросах своей компетенции.
3.7.