Использование икт на уроке. Презентация "применение икт на уроках" по химии – проект, доклад Скачать презентацию использование икт на уроках

15.02.2024

Слайд 2

XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Слайд 3

Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Задача каждого современного учителя заинтересовать ребёнка в учебной деятельности. В связи с этим я полностью включилась в современные технологии в образовательном процессе.

Слайд 4

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.

Слайд 5

Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.

Слайд 6

Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Слайд 7

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:

Развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; -овладевать практическими способами работы с информацией; -развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Слайд 8

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске.

Слайд 9

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.

Слайд 10

В г о с т и к в е с н е

Слайд 11

На грибной полянке

  • Слайд 12

    1. В новогодней гирлянде 90 фонариков: большие, средние и маленькие. Больших фонариков 30, средних 20. Сколько маленьких фонариков в гирлянде? 30 + 20 = 50(ф.) 90 – 50 = 40 (ф.) 30 – 20 = 10 (ф.) 90 – 10 = 80 (ф.) Выбери правильное решение.

    Слайд 13

    Водоёмы Краснодарского края.

  • Слайд 14

    ПРАВИЛАпожарной безопасности

    Подготовила учитель начальных классов Акименко В.С

    Слайд 15

    При использовании мультимедиа, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

    Слайд 16

    Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моих классов, а для меня -нормой работы. Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках.

    Слайд 17

    Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна:

    Способствовать активизации познавательной сферы обучающихся; -успешному усвоению учебного материала; - способствовать психическому развитию ребенка.

    Слайд 18

    Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье.

    Слайд 19

    ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована.

    Слайд 20

    Таким образом, применение ИТК на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

    Слайд 21

    Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

    Обеспечить положительную мотивацию обучения; -проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация); -обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию); - повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

    Слайд 22

    Усовершенствовать контроль знаний; - рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока; -формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; - обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

    Слайд 23

    Когда жили динозавры?

    Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке.

    Слайд 24

    Презентации могут быть использованы

    При объяснении нового материала; -при повторении пройденного материала; -при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). Отгадай загадку, запиши отгадку! Расселась барыня на грядке Одета в шумные шелка. Мы для неё готовим кадки И крупной соли полмешка.

    Слайд 25

    Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление.

    Соедини дверь с ключом-ответом: 420: 10 300: 100 3 42

    Слайд 26

    Применение на уроках ИКТ –способ сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;

    Слайд 27

    Сокращает времени для контроля и проверки знаний учащихся (тестирование); -школьники учатся навыкам контроля и самоконтроля.

    Слайд 28

    При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровье-сберегающих технологий.

    Создание методических копилок: -«Воспитательная работа»; -«Работа с родителями»; - «Методические материалы по русскому языку»; - «Методические материалы по математике»; -«Мониторинг по предметам,1-4 классы»; -«Работа с одаренными детьми», -«Разработки классных часов для учащихся начальной школы»; - «Копилка уроков-презентаций по русскому языку, окружающему миру, математике»;

    Слайд 33

    Но всякое лекарство может стать ядом, если принять в неразумных дозах. Нужно помнить, что компьютер - это не волшебная палочка, которая за один час занятий сделает ребенка сразу умным и развитым.

    Слайд 34

    Существуют определенные ограничения по времени. Чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье.

    Слайд 35

    И все же компьютер - это наше будущее. Он помогает интеллектуальному росту ребенка, ускоряет процесс мышления. С другой стороны - нельзя уповать только на компьютер и не превращать его в единственный источник знаний об окружающем мире, заменяющий книги, игрушки, а главное - живое общение.

    Слайд 36

    На мой взгляд, использование ИКТ в учебном процессе - это требование времени, что позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний.

    Посмотреть все слайды

    Использования ИКТ на уроках в начальной школе.

    Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. Исходя из того, что «информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации», главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности. Успех реформы российского образования во многом зависит от человеческого фактора: педагога и его профессионализма. Именно уровень квалификации преподавательских кадров, их готовность использовать современные технологии в профессиональной деятельности будут главными в сложном процессе вывода образования на уровень потребностей современного общества. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые неизведанные ранее просторы. Подчеркну, что простое использование компьютерной техники на уроках не влечет за собой автоматически повышение уровня профессионального мастерства учителя и рост качества образования. Определяющую роль играет, прежде всего, личность педагога и его мотивация. Поэтому в школах необходимо создать такие условия работы, при которых учитель хотел бы постоянно применять имеющиеся у него знания в области использования ИКТ и пополнять их. При этом внедрение современных технологий в педагогическую деятельность должно быть не просто необходимостью, а быть осознанным процессом при непрерывном образовании и самообразовании учителя в этой области. Направления модернизации образования должны определяться не столько наличием в школе компьютерной техники и программных средств, сколько готовностью учителей начальных классов к переменам в соответствии с запросами и проблемами общества.

    По данным сайта статичстики 18% учителей 1-4 классов негативно относятся к применению компьютерных технологий на уроках, не проявляют интереса к компьютеру, избегают обучения на курсах повышения компьютерной грамотности, предпочитая прибегать к помощи своих «продвинутых коллег. Педагогический стаж этой группы учителей превышает 20 лет. Более половины учителей начальных классов (54%) положительно относятся к компьютеру, проявляют интерес к новым ИКТ, используют их в своей практике, среди них как молодые учителя(стаж работы до 5 лет), так и опытные педагоги. Около трети учителей начальных классов (28%) положительно относятся к ИТ, интересуются ими, но не используют на своих уроках. В данную группу также вошли педагоги с разным стажем. А среди учителей начальных классов, владеющих компьютерными технологиями 18% не применяют их на уроках, 27% используют, но редко, 36% используют 2-3 раза в неделю, а 19% постоянно, практически на каждом уроке.

    Использование учителями начальных классов ИКТ

    В таблице приведены данные по мере уменьшения значимости:

    Из этого списка видно, что учителя больше нацелены на потребление готового продукта, использование компьютера из соображения удобства. Они практически не видят его значимости для самообразования, профессионального общения, дистанционного обмена опытом и дистанционного обучения.

    В связи с этим, я хотела бы напомнить вам названия сетевых педагогическах сообществ, в которых, зарегистрировавшись, вы можете общаться со своими коллегами.

    Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала. Поэтому я выбрала тему по самообразованию «Использование ИКТ на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучености». Я прошла подготовку на курсах, изучила литературу по этой теме и стала использовать ИКТ на своих уроках.

    Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:

      усилить образовательные эффекты;

      повысить качество усвоения материала;

      построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;

      осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

      организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями .

    Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:

      Создание презентаций к урокам;

      Работа с ресурсами Интернет;

      Использование готовых обучающих программ;

      1. Создание презентаций к урокам.

    Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

    Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

    Презентации позволяют учителю:

      наглядно представлять материал;

      интенсифицировать процесс объяснения нового материала;

      регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;

    С введением контрольно-измерительных материалов в форме тестирования возникает необходимость готовить школьников к данному виду испытания. Учащиеся могут столкнуться с некоторыми затруднениями, вызванными отсутствием опыта работы с данной формой контроля. Тестирование требует от школьников не только знания определенного учебного материала, но также умения работать с ним, т.е. понимать специфику выполнения тестовых заданий. В связи с этим начинать работу над этой формой контроля нужно еще в начальной школе. Это будет в значительной степени результативной подготовкой к данному виду экзамена.

    Можно создавать свои тесты на основе шаблона теста для начальной школы Иванова Д., который обладает возможностью исправлять допущенные учеником ошибки. Первые два задания теста предполагают выбор одного правильного варианта ответа. Во всех последующих заданиях учащимся необходимо выбрать несколько правильных ответов из предложенных. Чтобы запустить тест в Microsoft Office PowerPoint 2003-2007 нужно нажать «Показ слайдов» и щелкнуть мышкой по кнопке «Начать тест» титульного листа. После выполнения всех заданий теста учащимся автоматически выставляется оценка. На листе «Результаты теста» можно нажать кнопку «Исправить» и выполнить задания, в которых были допущены ошибки. При этом, если ученик отвечает неправильно, выдается сообщение «Ответ неверный». Для корректной работы теста следует понизить уровень безопасности (сервис – макрос – безопасность – уровень безопасности: средний или низкий). Также тесты можно создавать в программе к интерактивной доске

      1. Работа на интерактивной доске.

    Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в образовании. Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. У преподавателя появилась возможность моделировать свой урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи учащихся и таким образом создавать вместе с учащимися общий конспект с учебным материалом. При этом написанное на интерактивной доске может передаваться учащимся, сохраняться на магнитных носителях, распечатываться, посылаться по электронной почте.

    Так же на уроках возможен выход в Интернет, где учащиеся могут самостоятельно получить новую информацию. Во время работы на интерактивных досках, улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень современного образования.

    Используя интерактивную доску, преподаватель не только может показать и прокомментировать живопись и графику, но и создавать свой рисунок.

    Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей:

      Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории;

      Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;

      Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;

      Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;

      Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

    Преимущества для учащихся:

      Делает занятия интересными и развивает мотивацию;

      Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

      Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

      Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;

      Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

    При работе с интерактивной доской возникают некоторые трудности:

      Наличие чисто технических проблем. При скачках напряжения, или отказе доски по неизвестной причине не все учителя сумеют найти верное решение проблемы.

      Временные затраты на подготовку урока очень велики.

      Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.

    Несмотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества.

    Основные способы использования интерактивных досок в начальной школе:

    · делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений;

    · использование групповых форм работы;

    · совместная работа над документами, таблицами или изображениями;

    · управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску)

    · использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.;

    · изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски;

    · изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок;

    · сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках;

    · сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради;

    · демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса;

    · демонстрация картин, видеороликов, фильмов;

    · создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши;

    · создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке.

    Цвет

    Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ним.

    Записи на экране

    Возможность делать записи электронными чернилами (с помощью маркера или даже только одним пальцем) позволяет добавлять любую информацию, вопросы и комментарии к тексту, диаграммам или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, еще раз просмотреть или распечатать.

    Аудио и видео-вложения

    Просмотры видеофрагментов, прослушивание аудиозаписи значительно усиливают подачу материала. На интерактивных досках также можно захватывать видеоизображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к ним записи.

    Выделение отдельных частей экрана

    Текст, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить. Это позволяет учителю фиксировать внимание учащихся на наиболее важных объектах при объяснении материала. Часть экрана можно скрыть и показать его, когда будет нужно (инструменты «шторка», «подсветка», «волшебное перо»). Можно не только выделить часть экрана, но и увеличить (детализировать) изображение или надпись (инструменты «лупа», «волшебное перо»).

    Вырезать и вставить

    Объекты можно вырезать и стирать с экрана, копировать и вставлять, действия - отменять или возвращать. Эти придает учащимся больше уверенности – они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад или изменить что-нибудь.

    Страницы

    Страницы можно листать вперед и назад, демонстрируя определенные темы занятия или повторяя то, что некоторые из учеников не очень поняли. Страницы можно просматривать в любом порядке, а рисунки и тексты перетаскивать с одной страницы на другую.

    Поворот объекта

    Позволяет перемещать объекты, показывая симметрию, углы и отражения. Может быть полезным при изучении геометрического материала: нахождение равных фигур, сравнение площадей различных фигур наложением. Также можно решать задачи-голово-ломки со спичками и строить фигуры «Танграм».

    Уже имеющийся небольшой опыт показал, что работа с ИД улучшает восприятие материала учащимися, особенно, начальных классов. Учащиеся считают, что работать с ИД гораздо интереснее, чем с обычной доской или печатным раздаточным материалом. Они признают, что интерактивный подход помогает принимать активное участие в уроке.

    Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия. Учитель в зависимости от предмета, темы, типа урока, поставленных целей может обратиться к возможностям интерактивной доски лишь тогда, когда эффективность и целесообразность такой работы очевидна и дает результат. Нужно также и не забывать про СанПиН.

      Использование различных обучающих программ

    На своих уроках использую готовые программные продукты на компакт-дисках.

    Основной проблемой, с которой сталкивается учитель при подготовке уроков, является поиск материалов. Источниками демонстрационных материалов могут служить имеющиеся в продаже мультимедийные диски. Среди мультимедийных дисков в первую очередь следует отметить диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия». Это увлекательное путешествие в мир знаний. Живое интересное изложение, яркое красочное оформление, доступность в использовании – все это делает ДЭКМ незаменимым помощником в познании мира маленькими «почемучками». Энциклопедия содержит множество полезных сведений об окружающем мире, о существующих и исчезнувших цивилизациях, великих эпохах и далеких мира, выдающихся деятелях прошлого и настоящего, о необычных явлениях природы, животных и растениях. Разнообразная иллюстрированная информация в игровой форме поможет пробудить в ребенке жажду открытий, доступно объяснит и познакомит с серьезными энциклопедическими знаниями, поможет освоить школьные предметы. «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» - это более 10000 удивительных фактов и явлений, богатейшая сокровищница знаний обо всем.

    Другим прекрасным диском для начальной школы является «Природа и человек. Естествознание для начальной школы».

    Каждую минуту у детей возникает множество невероятных вопросов об окружающем их мире. Их любознательность вполне естественна и объяснима, ведь каждый день ребята открывают для себя что-то новое. Ответы на многие свои вопросы они найдут в этом мультимедийном учебнике по природоведению он предназначен для учащихся 1-4 классов и содержит материал по основным темам школьного курса естествознания: «Времена года», «Живая и неживая природа», «Живые организмы» и другие. Яркие иллюстрации, интересные интерактивные задания, загадки и кроссворды, доступное изложение материала, тесно связанного с повседневной жизнью, делают занятия с диском интересными и эффективными.

    I V . Использование ресурсов Интернет

    Интернет – новое информационное явление, перед которым мы – учителя – оказались подобно сказочному богатырю на распутье: дорог много, выбор широк, а мы еще не успели понять, что это и зачем оно нам. Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться и в предметы образовательных областей.

    Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.

    Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии, русские народные костюмы, шедевры русского искусства. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения и художественного труда. Интернет:

      Расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета);

      Предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией;

      Дает возможности для профессионального роста;

      Открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;

      Позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся.

    РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.

    К результативности данного опыта можно отнести:

      Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;

      Повышение уровня использования наглядности на уроке;

      Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;

      Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;

      Рост качества знаний.

    Литература:

    Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.

    Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших шко-льников. – Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2006. (http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=5430&tmpl=lib)

    Материалы сайта «Электронные интерактивные доски SMARTBoard – новые технологии в образовании» (http://www.smartboard.ru/)

    сайтов «Электронные интерактивные доски SMART Board – новые технологии в образовании» (http://www.smartboard.ru/),

    сообщества «Интерактивная доска для начинающих и не только…» (http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=105173&tmpl=com), действующего на федеральном педагогическом портале «Сеть творческих учителей» (http://www.it-n.ru/),

    SMART Exchange (http://exchange.smarttech.com/),

    «Умные уроки SMART» (http://metodisty.ru/m/groups/view/umnye_uroki_SMART),

    "Клуба Polymedia – SMART сообщество" (http://community.smartboard.ru/), а также сайты поддержки пользователей ИД других производителей:

    сообщество учителей-пользователей интерактивной доски Promethean (http://www.prometheanplanet.ru/),

    «Электронные доски Panaboard для образования» (http://edu.panaboard.ru/index.htm).

      Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе. Материалы научно-практической конференции.- 2000 г.

      Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2006.

      Энциклопедия для детей. Человек, том 18. - М.: Аванта, 2001.

      Сеть творческих учителей /ИКТ в начальной школе

    http :// www . it - n . ru / communities . aspx ? cat _ no =5025& tmpl = com

    Древняя китайская пословица гласит: «Расскажи мне и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне попробовать, и я научусь».

    ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:

    1. Для обозначения темы урока

    в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

    2. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

    3. Как информационно-обучающее пособие.

    4. Для контроля учащихся.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование ИКТ на современном уроке

    Выступление на педсовете

    «Личность педагога в современной школе»

    Евсеева Н.Е.

    30.03.2012г.

    Слайд 1.

    В современных условиях перехода на новый ФГОС и реализации основных направлений инициативы «Наша новая школа» огромную роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения играет потенциал педагога .

    Слайд 2.

    Виссарион Григорьевич Белинский очень давно сказал: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Мне кажется, эти слова можно отнести к современному учителю, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.

    Слайд 3.

    «Если бы компьютер не был изобретен
    как универсальное техническое устройство,

    Его следовало бы изобрести
    специально для целей образования».
    Энтони Маллан.

    На современном этапе развития трудно представить общество без компьютеров, поэтому одной из основных задач образования является введение человека в информационное пространство.

    Мир информационных и коммуникативных технологий очень динамичен. В настоящее время происходит внедрение современных компьютерных технологий в преподавании учебных дисциплин.

    Слайд 4.

    Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций , необходимых для практической деятельности каждого человека. Поэтому мною не случайно выбрана тема по самообразованию « Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики и физики»

    Под ключевыми компетенциями понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков (на языке ФГОС – это ничто иное как УУД) а так же опыт самостоятельной деятельности обучающихся. В их перечень входят: общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, ценностно-смысловая, социально-трудовая, личностная компетенции.

    Современный учитель должен активно с высокой эффективностью использовать все имеющиеся средства, ресурсы и сервисы Информационно-образовательной среды, применять новые образовательные технологии в работе, чтобы помочь ученикам успешно справиться с обучением.

    Введение нового Образовательного стандарта фиксирует инфор-мационно- коммуникационную компетентность (ИКТ- компетент-ность) учащегося как одну из важнейших метапредметных компе-тенций, формируемых в процессе обучения в общеобразова-тельной школе.

    Быстрое развитие компьютерных технологий и мультимедийных средств заставляет меня как учителя, использовать все это многообразие на уроках.

    Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных технологий, доступных школьному учителю. При подготовке и проведении учебных занятий мною используются:

    Слайд 5

    • офисные технологии (MS Word, MS Excel, Power Point и др.), которые позволяют создавать программные продукты в поддержку преподавания моих предметов и организовывать проектную деятельность учащихся;
    • Слайд 6 Готовые электронные пособия, выпускаемые различными издательствами: БЭ Кирилла и Мефодия, Слайд 7,8 Виртуальная школа, Слайд 9 электронные пособия и приложения к учебникам

    Слайд 10 Компьютерные диски могут содержать

    программы позволяющие выполнять различные математические построения, измерения и вычисления;

    разработки уроков, задачники, учебники, справочники; видеофрагменты, показывающие различные математические построения;

    могут использоваться на отдельной части урока; и как систематизация учебного материала для подготовки учащихся к экзаменам.

    Слайд 11

    • Различные рабочие программы по предметам(они содержат демонстрационный материал конкретно к определённому УМК, тесты, практические работы;
    • Слайд 12,13 образовательные ресурсы сети Интернет;
    • Слайд 14 электронные образовательные ресурсы – ЭОР

    Слайд 15 . Хочу привести некоторые примеры использования ИКТ на разных этапах урока.

    Слайд 16 .

    Для организации настроя обучающихся на урок используется слайд игрового содержания, яркий, привлекающий внимание.

    На этапе проверки домашнего задания

    На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Возможна демонстрация пошагового решения задачи

    На этапе первичного закрепления можно давать схемы, чертежи, таблицы, опорные конспекты.

    При проведении физкультминуток

    Возможно создание проблемной ситуации . Даются задания, которые обучающиеся решают с легкостью, а затем предлагается задача, с которой ребята не знакомы.

    Ω На этапе проверки знаний возможно использование разных видов устного счета, проведения автоматизированных математических диктантов

    Ω На этапе повторения пройденного материала

    Ω На этапе контроля

    Контроль знаний и умений обучающихся является одним из важнейших элементов учебного процесса. Другая форма проведения контроля знаний и умений – это тестирование. Тесты могут быть различными: контролирующие т.е. проверяющие уровень усвоения материала или обучающе-корректирующие, когда в результате неправильного ответа или затруднения в ответе можно взять подсказку. Мне очень нравятся тесты в программе Excel:

    Во-первых , полностью исчезает субъективность в оценке знаний обучающихся: ребята работают с компьютером, и именно он оценивает их знания.

    Во-вторых , при автоматизированном тестировании обработка результатов производится в считанные секунды, (это делает компьютер)

    Ω На этапе рефлексии

    Ω При выполнении лабораторных и практических работ(Слайд 17 .)

    Применение ИКТ на уроках дело непростое, т.к. требует определенных затрат на подготовку. Кроме того, учитель должен владеть навыками работы с различными программными продуктами, чтобы подготовить качественное компьютерное сопровождение урока.

    К.Д. Ушинский когда-то сказал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством чувств они воспринимаются. . Слайд 18 . Как говорит древняя китайская мудрость: «Расскажи мне и я забуду

    Покажи мне, и я запомню,

    Дай мне попробовать, и я научусь» .

    Опыт использования компьютера на моих уроках показал, что обучающиеся более активно принимают участие в уроке, меняется отношение к работе даже у самых проблемных учеников.

    Слайд 19. По данным исследований, в памяти человека

    • 20% услышанного
    • 30% увиденного
    • более 50% того, что он видит и слышит одновременно.
    • 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения .

    Слайд 20

    Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.

    Слайд 21.

    Ω Такие мультимедиа, как презентации уже доступны в течение длительного времени.

    При подготовке материалов к уроку для демонстрации в режиме мультимедийного проектора удобнее всего создавать собственные презентации. Средство подготовки презентаций -самое распространенное – Power Point. На слайды таких презентаций можно добавить готовый рисунок, создать свой, вставить график, схему, формулу, видео, звуковое сопровождение, анимацию и др.

    Такие презентации необходимы при изучении нового материала и решении геометрических задач, так как дополнительно сопровождаются большим количеством подобранного иллюстративного материала, помогая лучше воспринимать и повышать мотивацию учащегося.

    Заранее созданная презентация заменяет мне классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных, графиках, формулах. Очень удобно настраивается порядок появления слайдов и объектов на слайде.

    Кроме этого я использую дистанционную мышь для управления показом презентации, при этом появляется возможность для индивидуальной работы с учениками. Я «не привязана» к доске и компьютеру, поэтому могу управлять презентацией находясь в любом месте класса.
    Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование презентации позволяет чередовать различные виды деятельности, такие, как: работа с книгой, учебником, тетрадью, с информацией на экране. Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать восприятие учащихся, способствует повышению внимания и росту активности школьников на уроке, снижает утомляемость.

    Ω С помощью текстовых редакторов составляются разноуровневые контрольные и самостоятельные работы, которые раздаются каждому ученику на парту, при этом нет необходимости использовать доску. Одновременно решается проблема плохого зрения у школьников.

    Сегодня во всем мире идет интенсивный поиск новых форм обучения на основе компьютерных технологий. И такие формы появились:

    • Интерактивная доска
    • ЭОР Слайд 25. ЭОР (ЦОР) - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

    Слайд 26 Центральным хранилищем ЭОР нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)

    ЭОРы включают в себя различные тексты с заданиями, интерактивные картинки, фото, тесты – все это делает учебный процесс не только познавательным, но и занимательным. Богатую коллекцию к урокам можно найти на сайтах


    Подписи к слайдам:

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ из опыта работы Евсеевой Н.Е.

    «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса» В.Г. Белинский

    Если бы компьютер не был изобретен как универсальное техническое устройство, его следовало бы изобрести специально для целей образования. Энтони Маллан Информационные технологии в образователоьном пространстве

    Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики и физики

    Power Point - презентации Word - текст Excel – таблицы, графики Publisher - буклеты Movie Maker – монтаж фильмов Microsoft Office

    Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия на дисках. Содержат различную справочную информацию

    Уроки физики Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

    Уроки алгебры и геометрии Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

    Использование различных электронных пособий

    Компьютерные диски могут содержать: программы позволяющие выполнять различные математические построения, измерения и вычисления; разработки уроков, задачники, учебники, справочники; видеофрагменты, показывающие различные математические построения; могут использоваться на отдельной части урока; и как систематизация учебного материала для подготовки учащихся к экзаменам.

    Использование различных рабочих программ

    Всю информацию, а также все программы, разработки уроков, звуки, видео и т.д. можно найти во всемирной сети Интернет. Интернет Работа с ресурсами Интернет

    ведущий российский учебно-консалтинговый центр профессиональной подготовки, основанной на современных информационных и коммуникационных технологиях. «Развитие электронных образовательных интернет - ресурсов нового поколения»

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

    «Использование ИКТ в начальной школе в условиях реализации ФГОС начального общего образования»

    «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне, я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда». Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают "общеучебные умения", "общие способы деятельности", "надпредметные действия" и т.п. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность, являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). (СЛАЙД 3) В новом тысячелетии мы вступили в так называемую «информационную эпоху». Она ставит перед школьным образованием и новую проблему - подготовить учеников к жизни в быстроменяющемся информационном обществе, которое предъявляет новые требования к системе образования, в том числе и к компетентности учителя. Теперь одной из её целей является формирование высокого уровня информационной культуры. И ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть ИКТ технологиями. Главная цель их внедрения - появление новых видов учебной деятельности. Использование персонального компьютера, мультимедийных программ и устройств позволяет изменить преподавание школьных дисциплин, оптимизировать процессы понимания, запоминания и усвоения детьми учебного материала, повысив тем самым мотивацию обучения и эффективность урока, а также обеспечивая реализацию идей развивающего обучения, совершенствуя формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. (СЛАЙД 4-5) Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет: . организовать одновременно детей, обладающих различ- . ными возможностями и способностями; . активизировать познавательную деятельность учащихся; . индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания; . повысить качество усвоения материала; . осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению; . проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация); . развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, . овладевать практическими способами работы с информацией, . перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Конечно, использование ИКТ на каждом уроке достаточно сложно и трудоёмко, так как возрастает роль и ответственность учителя. Ему всегда приходится находиться в поиске приёмов и средств организации учебно-познавательной деятельности учащихся так, чтобы урок был максимально информативным, продуктивным, а главное - незабываемым, поэтому (СЛАЙД 6) современный учитель должен быть «ИКТ» - компетентен: ? владеть основными инструментами пользователя компьютера; ? мультимедийными информационными источниками; ? инструментами коммуникации; ? ИКТ - средствами. Информационная компетентность находит своё отражение в учебно-воспитательном процессе начальной школы, поскольку обучение на этой ступени - это фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Использование ИКТ более полно развивает у учащихся творческие способности и навыки исследовательской деятельности, учит ребят работать с информацией, развивает коммуникативные умения, приобщает обучающихся к достижениям информационного общества. Уроки с использованием ИКТ могут стать привычными для учащихся начальной школы, а для учителей - нормой работы - это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Варианты применения ИКТ (СЛАЙД 7) в образовательном процессе начальной школы могут быть самыми разными (они представлены на экране): ? использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.); ? введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников; ? проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями). Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно - найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным, что способствует значительному повышению качества образования. На своих уроках я использую ИКТ в форме презентаций, переработанных и адаптированных для своего класса (СЛАЙДЫ 8-21), а также созданных мною, на любом этапе урока: для определения темы и постановки учебных задач, при работе над новым материалом, для закрепления, на этапе рефлексии и т.д. Презентации помогают вовлечь ребят в дискуссию, заочно посетить музеи, выставки, побывать на встрече с писателями; с помощью презентаций можно организовать разные виды деятельности: работа в парах, группах, индивидуальная работа. Также на уроках использую интерактивные мультимедийные компоненты к учебникам (они представлены на дисках): 1. В.Г.Горецкий «Азбука» 2. М.И.Моро «Математика» 3.А.А.Плешаков «Окружающий мир» 4.В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» Эти диски интересны тем, что материал можно использовать, работая по учебникам разных авторов. Задания позволяют применять их на любом этапе урока, разнообразить формы и виды деятельности и т.д. Мне хотелось бы на примере одной темы по русскому языку продемонстрировать разнообразные виды работ. Например, словарная работа: представлено объяснение смыслового значения слова, наблюдение за орфоэпическим и орфографическим произношением, работа по обогащению словарного запаса и т.п. На этапе знакомства с новым материалом предлагается его теоретическое объяснение. Для закрепления и отработки знаний представлены задания в игровой форме. Также много разнообразных упражнений, направленных на развитие речи детей. Увлекательные интерактивные игры помогают развивать логику и воображение, память и внимание ребёнка. Есть задания для практической работы, тренировочные и проверочные упражнения, что позволяет провести индивидуальный и полный анализ уровня знаний учащихся, дать им объективную оценку, а также выявить слабые места в усвоении нового материала. Одна из главных задач образования - это развитие творческих способностей ребенка. Оно зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, когда задания отличаются наглядностью, яркостью, вызывают у ребят положительные эмоции. Считаю, что использование на уроках презентаций, мультимедиа, тестирующих программ помогают решить следующие (СЛАЙД 23) дидактические задачи: . усвоить базовые знания по предмету; . систематизировать усвоенные знания; . сформировать навыки самоконтроля; . сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности; . оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом. Компьютер объединил учителя, учеников, родителей. Не секрет, что сегодня многие, имея дома компьютер, используют его как игрушку. А ведь взрослые могут стать активными участниками образовательного процесса, например, помогать ребёнку находить интересный материал к уроку, оказывать помощь в выполнении проектов, готовить презентации по различной тематике, итоговый материал о жизни класса. Восемь моих учеников участвовали во всероссийском конкурсе рисунков «Человек в мире художествен-ной культуры» (СЛАЙД 24-25). Родители отправили их работы на конкурс в электронном виде, и активно голосовали за интересные детские рисунки. Так же я использую ИКТ во внеурочной деятельности, при проведении классных часов (СЛАЙД 26-31), праздников и родительских собраний. Будущее формируется в школе. Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в общество. И решить эту задачу помогает внедрение ИКТ в образовательный процесс. Сегодня для учителя компьютер - это уже не роскошь - это необходимость.

    Просмотр содержимого документа
    «Презентация "Использование Информационно- коммуникационных технологий"»

    Использование ИКТ на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС начального общего образования

    Литвинова Лариса Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей № 101»


    • "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда". Древняя мудрость

    Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет

    * организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями;

    * активизировать познавательную деятельность учащихся;

    * индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания;

    * повысить качество усвоения материала;


    * осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

    * проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

    * развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,

    * овладевать практическими способами работы с информацией,

    * перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.


    Современный учитель должен быть «ИКТ» - компетентен:

    • владеть основными инструментами пользователя компьютера;
    • мультимедийными информационными источниками;
    • инструментами коммуникации;
    • ИКТ – средствами.

    Варианты применения ИКТ в образовательном процессе начальной школы

    • использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.);
    • введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников;
    • проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями).

    На своих уроках чаще всего использую ИКТ в форме презентаций

    • по окружающему миру;
    • по русскому языку;
    • по математике;
    • по литературному чтению;
    • во внеклассной и внеурочной работе

    1. Назови первый зимний месяц

    2. С какого месяца начинается лето?

    3. Назови месяц, который следует за октябрём

    5. Какое время года следует за осенью?

    6. Назови последний месяц лета

    7. Какое время года сменится летом?

    8. Какой месяц наступит после марта? Назови третью букву этого слова.


    Что я хочу узнать на уроке:

    • когда жили динозавры;
    • как они выглядели;
    • чем питались;
    • почему динозавры вымерли;
    • кто помогает нам узнать о динозаврах;

    Мы побывали и в холодных, и в жарких районах Земли, встретили много разных животных, но нигде не увидели динозавров. Почему?

    Динозавры сейчас не живут на Земле, они давно вымерли.



    Палеонтологический музей

    г. Москва



    Согласны ли вы с тем, как назвали животных?

    К О РОВА (п,П)ушинка

    КО Ш КА (б,Б)одун

    С О БАКА (к,К)рикун

    П Е ТУХ (з,З)орька

    К О ЗЁЛ (т,Т)ишка


    Проверь себя

    КОШКА П ушинка

    СОБАКА Т ишка

    ПЕТУХ К рикун

    КОЗЁЛ Б одун

    КОРОВА З орька


    Работа в группах

    Придумайте и напишите

    названия животных и дайте им клички:

    1группа – из одного слога;

    2 группа – из двух слогов;

    3группа – из трёх слогов.


    Рефлексия

    Пришло время проверить, достигли ли мы целей урока.

    Сегодня на уроке:

    Я узнал …

    Я научился …..

    Мне понравилось …

    Я буду …


    Встал он прямо у дорожки: Не идут со страха ножки, И мычит бедняга "Му! Шаг я сделать не могу!"

    • Он лежать совсем не хочет. Если бросить, он подскочит. Бросишь снова, мчится вскачь, Ну, конечно – это….

    Железная птица В небе кружится, По сигналу пилота На землю садится.

    Поднимает великан Груз тяжелый к облакам. А если станет душно, - Себя польет из душа.

    Статный парень заводной Носит короб за спиной. И в тот короб поместится С поля целого пшеница.

    Серый байковый зверюшка, Косолапый длинноушка. Ну-ка, кто он, угадай. И морковку ему дай!

    Он стройный и красивый, У него густая грива. Жаль, нельзя на нём промчаться. Только можно покачаться.

    Праздник, праздник у ворот! Кто встречать его пойдёт? Я и верный мой дружок – Красный, маленький …

    Зверь забавный сшит из плюша, Есть и лапы, есть и уши. Мёду зверю дай немного. И устрой ему берлогу.

    Ходит город-великан На работу в океан.

    С бородой родится - никто не дивится.



    Также на уроках использую интерактивные мультимедийные компоненты к учебникам

    • В. Г. Горецкий «Азбука»
    • М.И.Моро «Математика 1 класс »
    • В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык, 1 класс»
    • А.А.Плешаков «Окружающий мир»

    Использование на уроках презентаций, мультимедиа, тестирующих программ помогают решить следующие дидактические задачи:

    • усвоить базовые знания по предмету;
    • систематизировать усвоенные знания;
    • сформировать навыки самоконтроля;
    • сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности;
    • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.



    Составила: Гамзаева Ашура Рабадановна учитель технологии МКОУ «Первомайская СОШ» Кизлярского района Республика Дагестан.

    Доклад по вопросу:

    « Применение информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках технологии . »

    Использование информационно-коммуникационных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, позволяет повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень учащихся, привить навыки самообучения, самоорганизации, облегчить решение практических задач. У учителя появилась возможность увеличить наглядность в процессе преподавания. Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, легко запоминающимся.

    Цели использования информационных технологий на уроке:

    сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);

    приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;

    установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;

    помочь учителю в возможности эмоционально и образно подать материал.

    В настоящее время использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки обучающихся, более эффективного использования учебного времени.

    Использование ИКТ на уроках технологии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование иллюстраций, рисунков и т.п. воспитывают интерес к уроку; делают урок интересным. На уроках технологии, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративный, информационный материал.

    С помощью мультимедийного проекта демонстрируются слайды, презентации, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:

    Повысить уровень наглядности в ходе обучения;

    Оживить учебный процесс, внести элементы занимательности;

    Сэкономить много времени на уроке.

    Школьникам нравится работать с компьютером, и они с удовольствием включаются в деятельность. Стимуляция познавательных интересов у школьников вызывается новизной наглядных средств обучения.

    Применение компьютеров эффективно на всех стадиях педагогического процесса: на этапах предъявления учебной информации, усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером повторения и закрепления усвоенных знаний и умений, промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения. Такой подход позволяет индивидуализировать процесс обучения.

    Исследования последних лет показали: люди усваивают 20% услышанного, 30% увиденного и более 50% того, что одновременно видели и слышали. Поэтому элементы ИКТ очень важно и нужно вводить в традиционный урок.

    Компетентность современного учителя - это комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия в образовательном пространстве и зависящий от необходимых для этого профессиональных компетенций.

    Использование ИКТ на уроках технологии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, инструкционных карт, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование иллюстраций, рисунков и т.п. воспитывают интерес к уроку; делают урок интересным. На уроках технологии, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративный, информационный материал. ИКТ уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Это обуславливается следующими факторами:

    1. Данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, в способах обработки материалов, моделирования и проектирования. Следовательно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке.

    2. Недостаточное количество мультимедиадисков в школьной медиатеке. Имеющиеся диски имеют узкую тематическую направленность, не лишены ряда достоинств. Таких, как профессионализм работы программистов, красивая графика, содержат хорошую мультипликацию, многофункциональны и т. д. Но в большинстве своем они не вписываются в канву данного конкретного урока конкретного учителя. С их помощью невозможно достичь всех целей, поставленных учителем на уроке.

    Всю проведенную в ходе занятия работу со всеми сделанными на доске записями и пометками можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и в виде видеозаписи. Учитель, работающий с интерактивной доской, может повысить уровень восприятия материала за счет комбинации различных форм передачи информации - визуальной и звуковой. В процессе занятия он может использовать яркие, многоцветные схемы и графики, анимацию в сопровождении звука, интерактивные элементы, которые откликаются на действия учителя или ученика. При необходимости, если в группе есть учащиеся со слабым зрением, учитель может увеличить тот или иной элемент, изображенный на доске. Наглядность и интерактивность-вот основное преимущество интерактивной доски. Интерактивные доски соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность проверочная работ, самостоятельная работа).

    Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

    Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе способствует:

    Развитию интереса учащихся к изучаемому предмету;

    Стимулированию активности и самостоятельности учащихся при подготовке материалов, в работе с литературой, внеклассной работе;

    Формированию навыков коллективной работы при обсуждении проблем;

    Обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися.

    Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися.

    ИКТ имеет следующие преимущества:

    позволяет повысить эффективность визуальной наглядности;

    дает возможность использовать наглядность, как для фронтальной работы, так и для индивидуальной деятельности;

    расширяются возможности зрительного и слухового восприятия (не только неподвижные изображения, но и анимация, и звук);

    сеть Интернет позволяет получить доступ к дополнительной информации и, используя ее, разнообразить виды заданий;

    работа с электронным учебником позволяет более четко организовать освоение, тренировку и контроль изучаемого материала;

    дает возможность развивать креативные способности учащихся, разнообразить их творческую деятельность (создание презентаций, проектов, рефератов и т.д.);

    компактность накопления и хранения информации;

    мобильность;

    демонстрация труднодоступного материала (виртуальные лаборатории, виртуальные экскурсии и т.д.);

    предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;

    быстрая обработка результатов;

    способствует повышению познавательной активности и мотивации в усвоении знаний за счет разнообразия форм работы;

    самостоятельная работа учащихся становится контролируемой и управляемой;

    ИКТ позволяет легко распространить опыт работы учителя, свою модель обучения той или иной учебной дисциплины на других учителей.

    При изложении нового материала, презентация становится моим помощником, т.к. излагаемый материал частично показан на слайдах, и мне остается только дополнить его, внести свои комментарии и разъяснения к наиболее сложным моментам и изображениям.

    Использование мультимедийной презентации в учебном процессе позволяет повысить качество обучения, сохранить время, затрачиваемое на методическую деятельность.

    Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даются учителем по ходу презентации. Подобные презентации-опросы могут быть рассчитаны на фронтальный устный опрос учащихся или фронтальный индивидуальный письменный опрос (контрольная работа, письменная проверочная работ, самостоятельная работа).

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

    Использование мультимедийных продуктов актуально тем, в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований:

    узнаваемость - соответствие предъявляемой информации;

    динамика - время демонстрации должно быть оптимальным. Очень важно не переусердствовать с эффектами;

    продуманный алгоритм видеоряда изображений ;

    оптимальный размер - это касается не только минимальных, но и максимальных размеров, которые могут оказывать негативное воздействие на учебный процесс, содействовать более быстрой утомляемости учеников;

    оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают учеников и не дают сосредоточиться на главном.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Но информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, диф-ференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

    Литература:

    1.Фридман Л.Н. Наглядность и моделирование в обучении - М.: Просвещение, 1984.

    2.Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. -М.: Просвещение,1998.

    3.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Просвещение,1982.

    4.Пикасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении -М.: Просвещение,1990.