Конверсия оборонно-промышленного комплекса национальной экономики. Директора подмосковных организаций опк обсудили переход на выпуск гражданской продукции Развитие гражданской продукции на оборонных предприятиях

04.02.2024

Объемы гособоронзаказа (ГОЗ) подходят к пиковым, далее они будут снижаться. В связи с этим возрастает важность конверсии модернизированных мощностей оборонки - переориентации на выпуск современной гражданской продукции. Но не все обстоятельства способствуют исполнению этого плана.

В связи с ростом военных расходов постоянно упоминают Госпрограмму вооружений на 2011-2020 годы (ГПВ-2020; 23 триллиона рублей, из них свыше 19 - для Минобороны), однако гораздо реже речь заходит о целевой программе развития оборонно-промышленного комплекса, в которую в тот же период планируется закачать до трех триллионов рублей.

Эти громадные инвестиции направляются на технологическое переоснащение производств, но с одним условием: развитие выпуска не только военной, но и конкурентоспособной гражданской продукции, то есть конверсия значительной части новых мощностей в гражданский сектор после окончания масштабных работ по ГОЗ.

Первые замечания на этот счет звучали еще на старте обеих программ в 2011 году, но повторялись скорее как мантры. Страна сводила бюджет с профицитом и не испытывала нужды в средствах, а основной задачей на тот момент было размещение и исполнение ГОЗ, а не то, что будет «после ГПВ».

Вновь словосочетание «конверсия оборонки» зазвучало осенью 2015 года, а весной 2016-го несколько раз повторялось на высоких уровнях, в том числе президентом Владимиром Путиным.

Вопрос не праздный: в 2016-2017 году проходит пик оборонных заказов, после чего закупки новых вооружений, несмотря на маячащую на горизонте «ГПВ-2025» (в нынешней версии, при предполагаемом старте с 2018 года, скорее «ГПВ-2028»), начнут неуклонно сокращаться, что незамедлительно отразится на военной промышленности.

Настало время заняться чем-то другим

Пресловутые сковородки, утюги и титановые лопаты на ракетных заводах - первое, с чего начинается демагогия противников конверсии, которая уже в начале 1980-х годов не имела альтернативы. Нет у нее альтернативы и сейчас.

В тот период предложения о перестройке хозяйства выдвигались изнутри советской системы управления экономикой - из профильных институтов. В частности, Юрий Яременко (один из руководителей ЦЭМИ, а с 1987 года - глава будущего Института народно-хозяйственного прогнозирования) предлагал опереться на конкурентные преимущества «оборонного перекоса» советской промышленности: высочайшую концентрацию современного оборудования, умение бережно работать с качественным сырьем, передовые технологические процессы и отлично подготовленные кадры.

Именно этот перекос в распределении качественных ресурсов, людей и технологий (а не валовое завышение военных расходов) создавал основные проблемы в советской экономике, обескровливая гражданские отрасли и порождая в них режим повышенного потребления ресурсов.

Опираясь на эти широко понимаемые «мощности», по мнению Яременко, при минимальных затратах в течение одной пятилетки можно было вывести на новые объемы и стандарты качества производство потребительских товаров длительного пользования (ТДП - бытовой техники, автомобилей, радиоэлектронной аппаратуры и т.п.), а также совершить рывок в выпуске современных строительных материалов. Последнее в том же проекте реформ предполагалось использовать для резкого наращивания инфраструктурного (дорожного в том числе), но главным образом - жилищного строительства, с постепенным переходом к свободной продаже жилья в условиях развитого госкредитования населения.

Речь шла не просто о выдаче побочной гражданской «нагрузки» оборонным заводам, а о масштабном перепрофилировании целых производств - с сохранением кадров и технологического уровня. Оборонка занималась выпуском гражданской техники и ранее, но делалось это по остаточному принципу, в первую очередь задания не желал брать директорат - из-за низкой доходности.

Парадоксально, но там, где руководство приборостроительных объединений само хотело (и могло по располагаемым возможностям) делать конкурентоспособную гражданскую технику, например радиоаппаратуру или звукоусилители, в том числе на экспорт в страны СЭВ и третьего мира, руководство главков и ЦК рубило эти инициативы, требуя сосредоточить ресурсы на оборонных задачах.

Предложения оставались невостребованными. Наращивать выпуск новых ТДП стали только в 1989-1990 годах, когда ситуация обострилась уже до предела и начался подспудный рост трудовых конфликтов на предприятиях оборонки, которым с 1988 года начали срезать ГОЗ. И, кстати, последнее поколение советской бытовой техники, выпускавшейся на оборонных заводах в рамках этой куцей программы до середины 1990-х годов, при несколько кондовом дизайне обладало неплохими потребительскими свойствами и завидной надежностью основных агрегатов. Хотя, конечно, сковородки запомнились больше.

Впрочем, делалось это непоследовательно и слишком поздно. Кроме того, основной массив производственных линий, высвободившихся от сокращающегося ГОЗ, был просто выведен в мобилизационные мощности вместо перепрофилирования. Впоследствии именно этот бесполезный с точки зрения потребительского сектора сегмент технологического оборудования станет целью номер один как при откровенном разворовывании основных фондов предприятий, так и при вынужденной оптимизации активов с целью сохранить хоть какие-то кадры и работающие производства.

Интеграция подходит к концу

Одним из важнейших факторов, влияющих и на исполнение ГОЗ, и на перспективы конверсии, является «холдингостроение»: активная интеграция оборонных предприятий в профильные холдинги. Сейчас более 60 процентов выпуска продукции военного назначения сосредоточено приблизительно в 60 интегрированных структурах.

В сущности, за этим процессом, начавшимся в середине 2000-х и пошедшим валом на рубеже 2010-х, не стояло ничего иного, кроме реализации предложений о приватизации, сформулированных в 1991-1992 годах группой экспертов, одним из лидеров которой был Александр Титкин (министр промышленности в этот период). Они сразу предлагали сохранить замкнутые производственные комплексы в отраслях, что дало бы на первом этапе от 500 до 700 самостоятельных хозяйственных единиц (государственных промышленных концернов), которые в дальнейшем можно было бы приватизировать путем продажи части пакетов стратегическим инвесторам и передачи около 10 процентов капитала трудовым коллективам.

С некоторыми специфическими нюансами это и есть тот самый процесс, что заново пошел в конце 2000-х годов, в основном под давлением «Ростеха» как главного оператора и бенефициара санации оборонки. При этом следует заметить, что аналогичные процессы в экспортно-ориентированных гражданских отраслях, раздробленных при приватизации (металлургия, химия), стартовали еще в 1998-1999 годах и направлялись частной инициативой.

Всей разницы с предложениями Титкина - от 15 до 20 потерянных лет, не считая утраты технологий, кадров и рынков. Кстати, оборонка, кроме своих инвалютных флагманов и получателей денег на немногочисленные стратегически важные НИОКР, все эти годы если не приватизировалась, то просто лежала на балансе государства, без единой стратегии и отраслевой политики (которую мог бы задать холдинг) превращаясь в персональные угодья менеджмента.

Однако решения о приватизации промышленности в 1990-е принимались не по экономическим соображениям, а по аппаратно-политическим. Реформаторская команда всерьез воспринимала директорский корпус (в том числе оборонный), набравший к 1980-м годам в СССР немалое влияние, как персональную угрозу своей власти. Предложения, которые продвигал Титкин, в некоторых особенностях реализации и были программой «красных директоров», стремившихся в числе прочего сохранить монопольный контроль над потоками ресурсов в экономике.

Попытка реформаторов устранить эту мощную, обеспеченную и сросшуюся с региональными властями силу привела к совершенно разрушительной схеме приватизации промышленности изолированными предприятиями под лозунгом неизбежности быстрого обратного восстановления технологических цепочек в «рыночно обоснованных» отраслях. Только после того как транзит власти окончился, настало время заняться промышленностью.

На данном этапе, впрочем, как отмечают отраслевые эксперты, эффект роста от интеграции исчерпан: активы расчищены от долгов, производственные цепочки в основном восстановлены или выстроены заново. Крупные структуры переходят к органическому росту, и здесь ключевую роль как раз и должна сыграть диверсификация выпускаемой продукции, а не фокусирование на оборонном бюджете.

Централизованная сборка промышленности в холдинги здесь способна дать двоякий эффект. С одной стороны, при должной рыночной мотивации менеджмента это упростит и ускорит конверсию производств и освоение новых видов гражданской продукции. По целому ряду направлений, в числе которых новые конструкционные материалы (керамики и композиты, в частности), медицинская техника и автоматизированные системы управления, это уже происходит.

С другой стороны, отсутствие такой мотивации автоматически делает холдинги штабами будущего саботажа конверсии, сопряженного с лоббированием высоких военных расходов вне зависимости от реальных нужд обороны, с манипулированием общественным мнением при помощи активной «продажи угроз», от которых может спасти только рост ГОЗ.

Хотят они того или нет

Несмотря на регулярные рапорты о неуклонном росте доли гражданского производства на оборонных заводах, проблема диверсификации тем не менее остается острой.

Более того, уже сейчас есть масса примеров совершенно обратного поведения. Например, северодвинский «Севмаш», загруженный строительством атомоходов проекта 955 и 885 (сдача 15 лодок в рамках действующих планов до 2020 года, реалистично - до 2022-2023 годов), попросту отказался даже от тех гражданских заказов, которые на нем готовы были разместить. Речь шла о яхтах премиум-класса по частным заказам и шельфовых платформах для нефтегазового сектора. Он также отказался от участия в строительстве ПАТЭС (плавучей АЭС), проект был передан «Росатомом» на Балтзавод. На исполнение этих работ нет ни кадров, ни мощностей - все занято под ГОЗ, но самое главное - нет желания: прибыльность оборонных программ оказалась, как и в Советском Союзе, выше, а объем продаж гарантирован крупными долгосрочными контрактами с государством.

Подобная линия поведения узкоспециализированных монополистов оборонки тактически объяснима (ГОЗ нужно как-то сдавать), но стратегически легко приведет к тому, что к 2020-х годам мы услышим все ту же хорошо разученную в 1990-х песню о том, что денег нет, производство разваливается, кадры разбегаются, страну разворовали, жизнь не удалась.

При этом эрзацы бюджетного финансирования оборонка активно ищет уже сейчас. На текущий момент самые большие перспективы, помимо ограничений на закупку иностранного оборудования за госсчет при наличии отечественных аналогов, предоставляет аморфный процесс под названием «импортозамещение».

Пополнившее бюрократический сленг сановников (как «модернизация», а еще раньше «нанотехнологии») «импортозамещение» открывает широчайшие перспективы для конверсии без конверсии. Причиной этому являются нарастающие планы по государственному субсидированию создания импортозамещающих производств.

Подобная «конверсия бюджетных расходов», конечно, удобна всем и даже потенциально способна создавать существенную добавленную стоимость в промышленности. Однако остается вопрос, тот ли это процесс, которого ждет руководство страны, пообещав три триллиона рублей в обмен на гражданскую продукцию, и насколько оно готово продавливать существенно укрепившийся оборонный директорат, заставляя работать «под угрозой сковородки».

Диверсификация производства оборонно-промышленного комплекса для многих военных предприятий России стала единственной возможностью для выживания в условиях неминуемого сокращения объемов гособоронзаказа, однако внедряемые государством меры не всегда мотивируют предприятия на конверсию, в том числе из-за отсутствия у менеджмента «продуктового» мышления и навыков по выводу изделий на рынок, рассказали ТАСС участники отрасли.

В декабре исполнится год, как президент России Владимир Путин поставил задачу довести к 2020 году долю гражданской продукции не менее чем до 17%, к 2025 - до 30% от общего объема производства российского ОПК, к 2030 году - до 50%. Сейчас этот показатель уже составляет 17%, сообщил ТАСС министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Своей главной задачей Минпромторг РФ сейчас видит адаптацию организаций ОПК к рыночным условиям при реализации продукции гражданского назначения.

Ситуация для оборонных предприятий усложняется еще и потому, что Россия к 2020 году в основном завершит переоснащение армии и флота, что приведет к сокращению гособоронзаказа. Государство на сегодняшний день создало полный инструментарий поддержки проектов по диверсификации, уверены эксперты, однако они сомневаются, что предприятия этого сектора смогут эффективно и быстро этими возможностями воспользоваться.

«Сейчас в основной пул Минпромторга входят уже более 170 проектов по диверсификации ОПК, запланированных к реализации в ближайшие четыре-пять лет. Только от Ростеха, Росатома и Роскосмоса мы получили более 110 конкретных проектных предложений, связанных с выпуском гражданской продукции», - сказал министр.

Госкорпорация Ростех, в чей периметр входит внушительная часть предприятий российской оборонки, ставит амбициозные планы и намерена достигнуть целевого ориентира в 50% на пять лет раньше - к 2025 году.

Что производить и как продавать?

Особенностью российского оборонного комплекса является то, что большинство предприятий изначально создавались исключительно под военные задачи. Проведение технологических маневров по переводу мощностей на гражданские рельсы, тем не менее, идет планово: где-то со скрипом, а где-то почти космическим масштабом, как, например, в концерне «Калашников», где разрабатываются летающие машины, антидроны, беспилотники, катера и тяжелые мотоциклы, холдинге «Швабе», где производится оптика и медицинская техника, пользующаяся спросом и в России, и за рубежом.

Тем не менее, согласно исследованию Агентства по технологическому развитию, многие руководители организаций ОПК характеризуют свои настроения как «мы не знаем, что производить», «у нас нет маркетологов», «у нас нет технологий для производства гражданской продукции», «у нас режимное производство, и инсталлировать на нем новое оборудование для «гражданки» мы не сможем», «у нас нет производственного персонала», «у нас нет денег на модернизацию» и т.д.

Эти проблемы выглядят почти нерешаемыми, так как предприятия, занимающиеся тяжелым закрытым военным производством, никогда не задумывались о «гражданке». «Военные структуры сталкиваются с двумя главными сложностями диверсификации - отсутствием продуктового мышления и перевернутой пирамидой издержек. Для военных главным в производстве являются тактико-технические характеристики продукта, а сроки изготовления и цена уходят на второй план. На гражданском рынке важны цена и сроки вывода продукта на рынок, а тактико-технические характеристики задаются в зависимости от этих параметров. Предприятия, которые десятилетиями жили по одному принципу, при переходе неизбежно сталкиваются с затруднениями», - сказал ТАСС директор по особым поручениям Ростеха Василий Бровко.

Адаптация к рынку

В помощь оборонщикам, не имеющим опыта работы по гражданским направлениям, создана организация НПО «Конверсия» (совместная структура Ростеха и Внешэкономбанка). Она специализируется на выявлении потребностей рынка, поиске направлений и возможностей для продвижения и реализации продукции предприятий ОПК. «Мы проводили закрытое исследование среди генеральных директоров оборонных предприятий и обнаружили, что они не знают, что и для кого производить, с кем конкурировать. Наша задача - создать маркетинговый центр, занимающийся анализом продуктов. Для начала - тех продуктов, которые уже производятся оборонными предприятиями, на следующем этапе - тех, которые могли бы производиться. Также этот маркетинговый центр должен отвечать за конкурентный анализ: с кем конкурировать, куда и на каком рынке продавать», - пояснил ТАСС Василий Бровко.

Еще одним существенным подспорьем для оборонки в этом году стала новая спецпрограмма Фонда развития промышленности с одноименным названием - «Конверсия». «Ее участники получают допуск к дешевым и длинным деньгам. Основные параметры программы - льготные займы от 200 до 750 млн рублей на срок до пяти лет с процентной ставкой 1% в первые три года займа и 5% - на оставшийся период. Целевой объем продаж новой продукции - не менее 50% от суммы займа в год, начиная со второго года серийного производства. Участвовать в программе могут только предприятия, входящие в реестр организаций ОПК», - отметил Денис Мантуров.

Приоритет проектам по наращиванию гражданской продукции отдается также при отборе технологических направлений в рамках программы по субсидированию НИОКР. «Кроме того, действует совместная программа Минпромторга и Минобрнауки по созданию и развитию инжиниринговых центров при вузах, одно из основных направлений которой - развитие диверсификации. Бюджет программы на 2017 год - 700 млн рублей», - добавил министр.

В 2013-2016 годах было создано 49 таких инжиниринговых центров, на осень 2017 года запланировано проведение шестой очереди конкурсного отбора проектов. По словам Дениса Мантурова, основной акцент при отборе проектов будет сделан на тех направлениях, которые способствуют диверсификации продукции предприятий ОПК.

Главной точкой сбора гражданских проектов оборонных предприятий сегодня можно назвать платформу «ГИС промышленность». «На ее базе формируются интерактивные каталоги высокотехнологичной продукции, выпускаемой предприятиями ОПК. Уже сегодня они включают в себя 4,3 тыс. позиций номенклатуры, из которых более 2,2 тыс. позиций - это высокотехнологичная продукция гражданского и двойного назначения нашей оборонки», - добавил Денис Мантуров.

«Калашников» как пример успешной диверсификации

Многие предприятия ОПК смогли самостоятельно настроить свое производство на «мирный» лад. Так, например, Концерн «Калашников» не нуждается в услугах «НПО Конверсия», считает Василий Бровко. «Концерн и дальше будет разрабатывать инновационные продукты: электрические мотоциклы, гражданские катера, беспилотники, антидроны и так далее. Но, к сожалению, большинство предприятий такой энергией, компетенциями, деньгами не обладают», - отметил топ-менеджер Ростеха.

Соотношение военной и гражданской продукции сегодня в «Калашникове» составляет 80/20, однако предприятие рассчитывает в ближайшие пять лет увеличить долю «гражданки» до 50% и довести показатель EBITDA до отметки в 7 млрд рублей, сообщил ТАСС гендиректор концерна Алексей Криворучко.

Концерн разрабатывает и производит разные виды гражданского оружия, биатлонные винтовки, катера, лодки, беспилотники, созданы концепты тяжелого мотоцикла и летающей машины. Большая часть из них обладает экспортным потенциалом, но сегодня наиболее ценится охотничье оружие, производимое на мощностях «Калашникова». «Наиболее популярные продукты для экспорта - карабины «Сайга» и «Тигр». Они поставляются в страны СНГ, Пакистан, Индонезию. Особо следует отметить ружье Сайга-12 исп.030. Оно поставлялось Национальному управлению по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Индонезии. Выделю и винтовки БИ-7-4, которые поставлялись в Белорусскую школу биатлона», - сказал Алексей Криворучко.

Концерн выпускает порядка 500-600 биатлонных винтовок в год, основные поставки осуществляются в российские спортивные школы, хотя по качеству и надежности, утверждают в концерне, они ничем не уступают немецким винтовкам Anschutz - популярным среди ведущих биатлонистов мира. «Наши винтовки дешевле и ни в чем не уступают немецким аналогам по критериям качества, надежности и долговечности. Большое количество биатлонных винтовок IZHMASH находится в спортивных школах по всей стране, и они регулярно используются при подготовке к соревнованиям без всяких проблем. Да, им нужен сервис и уход, но ресурс винтовок очень высок. Конечно, нам сложнее, из-за нормативно-правовых актов, ограничивающих свободу спортивного оружия. К тому же, географическая удаленность Ижевска от Европы не позволяет представителям других стран оперативно решить вопрос с сервисным обслуживанием наших винтовок», - отметил Алексей Криворучко.

Прославленный биатлонист, а ныне руководитель спортивных проектов концерна, Иван Черезов подтверждает - ижевская винтовка обладает высоким потенциалом, в том числе экспортным, но это направление, помимо всего прочего, ограничивают санкции. «Есть случаи, когда звонят из других стран и интересуются нашими винтовками, спрашивают, можно ли приобрести. К сожалению, санкции не позволяют им это сделать. Был случай, когда даже из Германии звонили с этим вопросом, говорили, что детям нравятся винтовки, они удобные, уход и ремонт минимальный, в отличие от Anschutz. В этом плане наша винтовка надежнее. Средняя цена БИ-7-4 порядка 70 тыс. рублей в зависимости от конфигурации, а Anschutz стоит порядка 3,5 тыс. евро минимум. В цене у немцев мы выигрываем», - поделился с ТАСС спортсмен.

В сборной России по биатлону соотношение примерно 30/70 - наши винтовки и Anschutz, отметил Иван Черезов, говоря о перспективах оснащения команды винтовками концерна. «Лидеры сборной, например, Антон Шипулин, Алексей Волков, выступают с винтовками Anschutz и просить их перейти на ижевские винтовки не совсем корректно, потому что стрельба такое дело - все на тонких ощущениях. У спортсменов годами формируются «отношения» с винтовкой. Скоро Олимпийские игры, и просить спортсмена поменять свой инвентарь... там лыжи не каждый меняет, не говоря уже о винтовках», - сказал он.

Иван Черезов считает, что основные перспективы в этом направлении у «Калашникова» связаны с молодыми спортсменами, которым нужно уделять большое внимание, предоставлять им лучшее оружие и максимальный сервис.

Работа на перспективу

Минпромторг выделяет несколько первоочередных приоритетных отраслей в рамках диверсификации на ближайшие два-три года, прежде всего это нефтегазовое, энергетическое, транспортное и станкоинструментальное машиностроение, гражданское стрелковое оружие, радиоэлектроника, медицинское оборудование и ряд других направлений. «Так, в радиоэлектронике мы прогнозируем увеличение производства продукции гражданского назначения в 3,7 раза уже к 2020 году», - отмечают в министерстве.

Одним из флагманов развития в этом секторе может стать холдинг «Росэлектроника» (входит в Ростех). Компания имеет ряд высокотехнологичных разработок для нефтегазодобывающих и перерабатывающих предприятий - элементы питания для забойных телеметрических систем, телевизионные системы для буровых установок, комплекс глубокой криогенной переработки природного газа и другое.

Другим перспективным направлением для предприятий ОПК Минпромторг видит рынок дорожно-строительной техники, в ключевых сегментах которого - экскаваторах, бульдозерах, погрузчиках - доля импорта превышает сейчас 85%. Ковровский электромеханический завод, например, разработал образец экскаватора-погрузчика с дистанционным управлением. Проект нашел поддержку Фонда развития промышленности, и КЭМЗ ставит перед собой очень амбициозную цель - занять до 10% отечественного рынка этой техники к 2020 году.

На стыке военного и гражданского сектора сегодня реализуются и проекты в авиастроении. Так, концерн «Алмаз-Антей» - производитель зенитных ракетных систем и комплексов - создал отечественную систему управления воздушным движением, которая до этого базировалась на зарубежных технологиях. Сейчас предприятия концерна производят радиолокационную технику: метерологические радиолокаторы, аэродромные радиолокационные комплексы и другие изделия, а также автоматизированные системы управления воздушным движением. Оборудование «Алмаз-Антея» пользуется спросом не только внутри страны, но и успешно реализуется за рубежом. Концерн поставил в Египет системы и средства для управления воздушным движением, ведет переговоры о размещении в Индии производства локаторов гражданского назначения в рамках программы Make in India.

Одной из главных задач диверсификации, по мнению Минпромторга РФ, является наращивание экспорта высокотехнологичной продукции предприятиями российского ОПК.

В целом, Минпромторг фиксирует рост спроса на российскую продукцию двойного и гражданского назначения, доля экспортируемой продукции ОПК на текущий момент превышает 12%. Среди наиболее перспективных макрорегионов для сотрудничества в этом направлении Минпромторг выделяет Ближний Восток и, в частности, Саудовскую Аравию. «Российские предприятия ОПК готовы поставлять конкурентоспособную продукцию в сферах энергетического машиностроения (от трубопроводной арматуры до паровых котлов), автомобилестроения и транспортного машиностроения, медицинской промышленности. Одно из самых перспективных направлений экспортных поставок в Саудовскую Аравию - радиоэлектроника и телекоммуникационное оборудование. В этих областях российские оборонные предприятия обладают уникальными компетенциями и могут предложить нашим партнерам целую линейку инновационных решений», - сказал ТАСС представитель ведомства.

Таким образом, весь необходимый инструментарий, по мнению участников отрасли, сформирован, однако есть ряд первоочередных проблем, которые должны решить менеджмент военных предприятий. «У руководителей должен сработать инстинкт выживания. Это в прошлом можно было рассуждать, нужна ли нам «гражданка»... Гособоронзаказ трансформируется, в его рамках появляются новые приоритеты. Чтобы выжить, нужно двигаться быстрее, чем остальные. Помните про ту лягушку в кувшине молока, которая должна быстро перебирать лапками, чтобы превратить это молоко в масло и не утонуть в нем? Другого пути нет. Мы должны следовать курсом на диверсификацию и ни в коем случае не выбиваться из графика. Трансформация продиктована временем», - считает Василий Бровко из Ростеха.

Вопросам перевода оборонной промышленности на гражданские рельсы посвящён проходящий в эти дни в Новосибирске V международный форум «Технопром». В мероприятии участвуют представители исполнительной власти РФ и делегации из 25 стран.

Приспособиться к реалиям рынка

Замминистра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков заявил о готовности ведомства финансировать создание современных образцов машиностроительной продукции. В частности, Минпромторг собирается возмещать около 50% затрат на производство первой партии новых изделий.

Портфель перспективных проектов будет сформирован в течение ближайших двух месяцев. В общей сложности на эти цели Минпромторг планирует потратить около 4 млрд рублей.

Замглавы военно-промышленной комиссии (ВПК) РФ Олег Бочкарёв заявил, что помимо субсидий и инвестиций российскому ОПК, который сильно зависит от государства, важно начать приспосабливаться к реалиям рынка.

С этой целью оборонке необходимо внедрить новые бизнес-модели, маркетинговые стратегии и нанять специалистов, обладающих опытом работы в гражданском секторе.

«Маркетинг в оборонке — это сегодня больше лоббизм, умение работать с заказчиком, выбивать заказ, выбивать хорошую цену. Это не маркетинг. Специалисты понадобятся, их придётся искать на гражданке, это непростой процесс», — отметил Бочкарёв.

Полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло видит выход в упрощении процедуры создания дочерних компаний предприятиями ОПК. «Каждое предприятие ОПК должно иметь возможность реализовывать программу повышения отдачи оборудования, не занятого в Гособоронзаказе», — подчеркнул Меняйло.

Вице-адмирал призвал оборонные компании активнее участвовать в создании промышленных кластеров на базе собственных активов. В пример Меняйло привёл частный индустриальный парк «Новосиб», появившийся на базе ЗАО «Новосибирский патронный завод».

  • Полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло
  • РИА Новости

В условиях сокращения гособоронзаказа

Обсуждение путей диверсификации российского ОПК началось более года назад. 19 апреля 2016 года, выступая на съезде Союза машиностроителей, президент РФ Владимир Путин попросил руководителей оборонных предприятий подумать над диверсификацией производства.

По словам главы государства, в России необходимо наладить выпуск конкурентной высокотехнологичной продукции гражданского назначения на мощностях ОПК. Аналогичную мысль Путин выразил во время прямой линии, которая состоялась 14 апреля 2016 года.

Президент дал понять, что объём гособоронзаказа (ГОЗ) будет сокращаться параллельно с расходами на оборону. Уже в ближайшем будущем производители оружия будут получать меньше заказов от Минобороны и силовых ведомств. Ассигнования на оборону РФ в 2020 году упадут до 2,7-2,8% — с 4,3% в 2016 году.

Путин призвал топ-менеджеров оборонного сектора начать приспосабливаться к новым экономическим реалиям. По его мнению, ОПК должен увеличить долю продукции двойного и гражданского назначения и выйти на новые рынки сбыта.

В беседе с RT эксперты неоднократно указывали на то, что оборонный сектор «подсел» на самый простой способ максимизации доходов — государственные заказы. Однако пик расходов на закупку вооружений был пройден, о чём не раз говорил президент.

Задача государства состоит в том, чтобы использовать ресурсную базу, накопленную с помощью бюджетных вливаний, для наращивания выпуска невоенной продукции. Такие меры будут способствовать росту промышленности и реализации программы импортозамещения.

Доля продукции гражданского или двойного назначения в России традиционно зависела от объёма военных расходов. В тяжёлом для российской армии 1992 году доля гражданской продукции составила 82%, в 2011-м — 33%, а в 2015-м — 16%.

Сегодня перед правительством стоит задача к 2030 году увеличить этот показатель до 50% при неукоснительном выполнении ГОЗ. В 2020-м, по прогнозам Минпромторга, объёмы производства гражданской продукции должны вырасти в 1,3 раза.

Потенциал конверсии

Владимир Путин убеждён, что залогом успешной конверсии является рывок в развитии, который совершили оборонные предприятия благодаря государственным заказам.

  • Reuters

Производительность труда в ОПК с начала 2000-х выросла в три раза, а с 2011 по 2015 год — в 1,7 раза.

«В этой связи особо подчеркну: при выпуске гражданской продукции нельзя ориентироваться на так называемый ширпотреб — работу нужно вести, ориентируясь на потребности передовых наукоёмких отраслей. Выпускать на этом оборудовании сковородки недопустимо», — заявил Путин 8 сентября 2016 года в ходе совещания на НПО «Сплав» (Тула).

Президент напомнил, что государство вложило деньги в закупку сложного дорогостоящего оборудования. В связи с этим ОПК обязан ориентироваться на удовлетворение потребностей медицины, энергетики, авиа- и судостроения, космоса, информационных технологий и телекоммуникаций.

Глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что огромный потенциал конверсии оборонпрома сосредоточен в радиоэлектронике. В 2020 году объёмы роста выпуска подобной продукции должны вырасти в 3,7 раза, а в авиационном сегменте — вдвое.

  • Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров
  • РИА Новости

Министр здравоохранения Вероника Скворцова полагает, что у оборонки есть большие возможности на рынке медицинских изделий. По состоянию на сентябрь 2016 года доля ОПК на этом рынке составляла лишь 1,3%. Глава Минздрава убеждена, что оборонным компаниям под силу удовлетворить потребности медицины в отечественном оборудовании.

«По нашим расчётам, за три года, к 2020 году, не менее чем в два раза — до 15% от российской части рынка — могло бы быть у предприятий ОПК, то есть 6% от всего рынка медизделий. Это минимум», — отметила Скворцова на совещании под председательством главы государства в прошлом году.

Оптимальный баланс

Заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко поддерживает стремление государства увеличить долю гражданской продукции в ОПК до 50%. По его мнению, это оптимальный баланс с учётом специфики данного сектора.

«Наша оборонка всегда выпускала продукцию для гражданских нужд. Сейчас речь идёт о значительном увеличении этого объёма. Я уверен, что руководители компаний прекрасно понимают, что им нужно производить и на каких рынках эта продукция будет востребована», — заявил RT Макиенко.

При этом эксперт обратил внимание, что конверсия не должна касаться всех предприятий: «Государству не нужно навязывать показатели диверсификации специализированным заводам. Я имею в виду производителей боеприпасов. Они должны оставаться казёнными учреждениями».

«Властям стоит предоставить большую свободу многопрофильным предприятиям. В то же время они будут нуждаться в поддержке. Можно поставить любые задачи, но при ставке в 17% невозможно запустить какое-либо высокотехнологичное производство», — пояснил Макиенко.

  • РИА Новости

Собеседник RT полагает, что успех конверсии зависит главным образом от объёма дешёвых финансовых ресурсов, которые будут предоставлены ОПК. Макиенко призвал выдавать оборонным компаниям льготные кредиты и ограничивать поставки конкурирующей импортной продукции.

«Государство прекрасно воспользовалось санкциями в сельском хозяйстве. Почему бы нам не ограничить ввоз самолётов Boeing и Airbus? У государства достаточно рычагов для стимулирования закупок отечественной гражданской авиатехники. То же самое касается других сфер. Возможности на этом пути очень большие», — резюмировал Макиенко.

На форуме «Сделано в России» обсудили готовность предприятий ОПК выполнить поставленную Владимиром Путиным задачу по проведению «умной конверсии» военного производства. В частности, губернатор Рязанской области рассказал о потенциале ОПК региона, а эксперты привели успешные примеры диверсификации оборонных предприятий.

На пятом международном форуме «Сделано в России» в Москве, организованным Российским экспортным центром, эксперты обсудили готовность предприятий ОПК к экспорту продукции гражданского назначения.

Губернатор Рязанской области Николай Любимов отмечает, что президентом Владимиром Путиным поставлена крайне важная задача – доля производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения предприятиями ОПК должна быть увеличена до 50% к 2030 году.

«Эту задачу нужно выполнять. Потенциал ОПК надо активнее использовать в производстве высокотехнологичной продукции гражданского назначения. В этом году рост промышленного производства региона составил 6,5%. И мы предполагаем, что подъем выпуска оборонной продукции, который мы наблюдаем сейчас, в ближайшие годы трансформируется в производство гражданской продукции. Спектр производимой продукции может быть максимально широким. Главное, чтобы это было в инновационном ключе и ориентировано на экспорт. Правительство региона в этой работе готово оказывать организационную поддержку», - заявил Николай Любимов.

По его словам, в целях модернизации и технического перевооружения предприятиями ОПК региона за предыдущие три года привлечено 9,2 млрд рублей инвестиций. Доля гражданской продукции в общем объеме производства предприятий ОПК Рязанской области сейчас составляет менее 4%. Однако на всех предприятиях ОПК региона ведутся работы по расширению доли выпуска высокотехнологичной продукции гражданского назначения.

«Из приоритетных направлений развития гражданской продукции наиболее перспективным является разработка и производство зарядных станций, высокопроизводительной сварочной техники, медицинской техники, оптических линий передачи данных, средств связи, устройств отображения информации, устройств управления и диагностики оборудования, обслуживания и проведения регламентных работ на коммерческом авиационном транспорте и другое», - говорит Любимов.

По словам губернатора, до конца 2017 года в Рязанской области будет создан фонд развития промышленности, которые окажет финансовую поддержку проектам по модернизации и создании новых производств по выпуску высокотехнологичной и инновационной продукции.

В структуре фонда появится Центр компетенций в сфере повышения производительности труда, Центр кластерного развития, инжиниринговый центр.

«Уже создан и начал работать «Центр бережливого производства». Разработан и находится на согласовании в Минэкономразвития России проект региональной программы повышения производительности труда и содействия занятости, внедрен региональный экспортный стандарт. В 2018 г планируется создание индустриального парка на площади более 512 га, создание инновационного научно - технологического центра по разработке и внедрению перспективных IT – технологий», - говорит губернатор Рязанской области Николай Любимов.

«Любая крупная оборонная компания решает поставленную Путиным задачу сделать так, чтобы 50% составляли военный заказы, а 50% - гражданские. Но надо забыть о слове «конверсия» из серии горбачевской перестройки. У нас речь идет о диверсификации выпускаемой продукции. А это не значит выпуск кастрюль вместо танков, как это делали при Горбачеве. Тогда просто закрывали военные цеха, - говорит член Общественного совета при Министерстве обороны РФ Игорь Коротченко. - Сейчас же имеющиеся компетенции в сфере ОПК будут задействованы для выпуска высокотехнологичной гражданской продукции и двойного назначения наряду с военной. Речь не о примитивизации ОПК, а об использовании его потенциал для производства гражданской продукции мирового уровня, имеющего хороший экспортный потенциал».

В пример он приводит Объединенную авиастроительную корпорацию, предприятия которой выпускает как боевую, так и гражданскую авиатехнику. В частности, идут испытания инновационного лайнера МС-21, серийно выпускаются самолеты «Сухой Суперджет-100». Концерн «Алмаз-Антей» также помимо выпуска зенитно-ракетных систем производит гражданскую продукцию. Это и аппаратура для цифрового телевидения, и система управления воздушным движением. «Алмаз-Антей» занимается аддитивными технологиями (ЗD печать), производит различные локаторы, средства навигации и метеонаблюдения, радиолокационное оборудование для аэродромов, оборудование для транспорта.

Холдинг «Швабе» преуспел в производстве медицинской техники. Поставки медтехники для перинатальных центров растут как на дрожжах: со 113 млн рублей в 2015 году до 1,13 млрд рублей в 2016 году. «Швабе» занимает уже 50% отечественного рынка неонатального оборудования. И что важно – медтехника холдинга, в том числе для новорожденных, признана мировым сообществом и экспортируется во многие страны мира. Инкубаторы от «Швабе», например, экспортируются в Индонезию – российская суперсовременная техника спасает жизни детей.

Кроме того, «Швабе» выпускает оптические и лазерные приборы, от прицелов для охотников, светофоров до микроскопов, телескопов и крупногабаритной оптики для обсерваторий. По данным компании, ее продукция пользуется спросом в 95 странах, а оптика устанавливается в телескопах по всему миру, включая США и Западную Европу.

Газета ВЗГЛЯД , что же такое конверсия в ОПК на примере других стран, и что нужно сделать, чтобы современную диверсификацию не постигла участь провальной конверсии 1980-х годов.

УФА, 24 января. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин рассказал о планах по существенному увеличению доли гражданской продукции на предприятиях оборонно-промышленного комплекса: к 2030 году она должна вырасти до 50%. "Стратегическая задача - повысить к 2025 году долю гражданской продукции до 30% от общего объема продукции ОПК, а к 2030 году - до 50%", - сказал он на совещании о диверсификации производства продукции гражданского назначения на оборонных предприятиях.

Качественный товар по конкурентной цене

Президент отметил, что сейчас реализуется ряд масштабных программ по модернизации электроэнергетики и развитию цифровой экономики, а также по внедрению наилучших доступных технологий, оснащению современным оборудованием медицинских учреждений, созданию индустрии по переработке отходов. "Предприятия оборонно-промышленного комплекса должны активнее подключаться к таким программам и проектам, - потребовал глава государства. - При этом, подчеркну, предлагаемая продукция должна быть качественной и конкурентоспособной по цене. В искусственных, тепличных условиях, конечно, невозможно и не нужно, и вредно было бы создавать [такую продукцию]".

Как отметил Путин, необходимо также проанализировать, какие барьеры, прежде всего законодательные, препятствуют диверсификации оборонных производств, в том числе при госзакупках. В частности, речь идет о том, что мешает заключать так называемые контракты полного жизненного цикла. "Работа по устранению таких барьеров должна быть проведена уже в весеннюю парламентскую сессию", - добавил президент.

По его словам, выпуск гражданской продукции должен обеспечить полную загрузку предприятий ОПК и их финансовую устойчивость, особенно после прохождения пика объемов гособоронзаказов и их последующего сокращения после 2020 года. Путин отметил, что диверсификация производства должна происходить на системной основе. "Ряд предприятий уже энергично включился в эту работу, - констатировал он. - Диверсификация производства оборонных предприятий, конечно же, не должна ограничиваться отдельными успешными проектами. Важно поставить ее на системную основу, а руководители и весь коллектив предприятий должны подходить к выпуску гражданской продукции с той же ответственностью, как и к выполнению гособоронзаказа".

Роль компаний с госучастием

Компании с госучастием должны сформировать стартовые заказы для ОПК по закупке гражданской продукции, замещая при этом ее импорт из-за рубежа. "Надо сформировать стартовые заказы, которые помогут предприятиям более уверенно пройти начальный этап диверсификации, - указал Путин. - И здесь, безусловно, особая роль принадлежит компаниям с госучастием. Вместо зарубежной продукции они должны ориентироваться на закупку существующих и создаваемых отечественных аналогов".

Глава государства отметил, что заранее предвидит "критику в этой части: надо покупать не просто отечественное, а надо покупать самое лучшее, что есть в мире". "Да, разумеется, это так, - заметил президент. - Нужно покупать самое лучшее в мире. Нужно добиваться того, чтобы отечественная продукция такой стала". Путин поручил правительственной комиссии по импортозамещению заняться решением этой задачи.

Он также отметил, что нужно найти сбалансированную формулу, как разделить между государством и предприятием экономические риски и затраты. Президент сказал, что прежде всего это важно для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, сертификации, развития сервисной поддержки и послепродажного обслуживания.

Путин также обратил внимание на то, что при реализации проектов по диверсификации производства в ОПК надо активно применять механизм специальных инвестиционных контрактов.

Стабильные объемы заказов

Чуть ранее на встрече с рабочими ПАО "Объединенная двигателестроительная корпорация - Уфимское моторостроительное производственное объединение" президент констатировал, что уровень производства гражданской продукции на предприятиях ОПК пока недостаточно высок. "У нас это [диверсификация] происходит, но очень ограниченными темпами", - заявил он.

Глава государства заверил рабочих, что объем гособоронзаказа в стране не снижается, а новая госпрограмма вооружений обеспечит стабильные объемы заказов до 2027 года. "В целом никакого снижения нет, так же как не было резкого увеличения в прошлом году, это все достаточно мягко, - сказал президент. - Мы сейчас уже приняли программу вооружений и гособоронзаказ до 2027 года, поэтому там все у нас стабильно, ритмично, все будете работать".

Повышение ответственности

Как заявил на совещании в Уфе глава Ростеха Сергей Чемезов, предприятия ОПК должны быть адаптированы и устойчивы к колебаниям гособоронзаказа, однако их ответственность за невыполнение целевых показателей по диверсификации производства нужно повышать. "Цикличность объемов гособоронзаказа - это распространенное явление. Оно присутствует во всех странах, - констатировал он. - Так, например, в США скачки по снижению или увеличению гособоронзаказа превышают 30%". "Наши предприятия должны быть не менее адаптированы и устойчивы к колебаниям гособоронзаказа, - уверен Чемезов. - Поэтому диверсификация продуктового портфеля очень важна. Речь идет, конечно, не о сковородках и кастрюлях, которые должны производить оборонные предприятия. Я имею в виду выпуск современной и высокотехнологичной продукции, в полной мере задействующей технологический и производственный потенциал предприятий ОПК".

По мнению главы Ростеха, необходимо повысить ответственность предприятий ОПК за невыполнение поставленных целей и ключевых показателей эффективности по гражданской продукции. "Только при наличии сильных стимулов и высокой мотивации можно ожидать результат", - отметил он.