27 доставка товаров под таможенным контролем. Перевозка грузов под таможенным контролем. Свидетельство о включении в реестр таможенных перевозчиков

27.02.2024

Страница 10 из 11


Перевозка товаров под таможенным контролем

Понятие таможенного контроля, его осуществление при доставке товаров

Таможенный контроль представляет собой систему мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения установленного порядка международной перевозки товаров. Совокупность действий по таможенному контролю распространяется на ввозимые на территорию договаривающихся государств товары, товары, вывозимые с их территории, а также перемещаемые транзитом.

Помимо общих положений Конвенции о транзитной торговле внутриконтинентальных государств 1965 г., касающихся таможенных возможностей, таможенный контроль урегулирован в международных правовых актах стран СНГ, в том числе в Решении № 6 Совета глав правительств при Межгосударственном Совете Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации «О соглашении о единых условиях транзита через терри-тории государств-участников таможенного союза» от 22.01.1998 г., а также во Временном положении о доставке и транзите товаров, перемещаемых под таможенным контролем между российскими, белорусскими и казахстанскими таможенными органами, от 29.01.1996 г. и некоторых других.

Доставка товаров под таможенным контролем представляет собой перевозку товаров, транспортных средств и документов на них от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения под контролем таможенных органов без взимания таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, иных налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, а также без изменения мер экономической политики.

В соответствии с Правилами доставки товаров под таможенным контролем существует два вида доставки. Первый - это доставка товаров, подлежащих обложению таможенными пошлинами и налогами при их помещении под таможенный режим выпуска для свободного обращения (ДТ1). Второй - доставка товаров, не подлежащих обложению таможенными пошлинами и налогами при их помещении под таможенный режим выпуска для свободного обращения (ДТ2).

Доставка товаров под таможенным контролем применяется в отношении ввозимых товаров, если их помещение под определенный таможенный режим производится не в таможенном органе по месту ввоза.

Доставка применяется также в отношении иностранных вывозимых товаров, подлежащих обложению таможенными пошлинами и налогами при помещении под таможенный режим выпуска для свободного обращения, в отношении которых таможенным органам не уплачены таможенные платежи. Кроме того, доставка товаров распространяется на продукты переработки иностранных товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, на товары, перемещаемые между складами, и на другие товары в случаях, определенных законодательством.

Обязательства перевозчика при доставке товаров под таможенным контролем заключаются в доставке их без какого-либо изменения упаковки или состояния, кроме изменения вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения; перевозке товаров с единственной целью – доставке их в пункт назначения; транспортировке товаров по установленному маршруту в определенное таможенным органом отправления место.

Важное требование предъявляется к соблюдению сроков доставки товаров. Она должна быть произведена в сроки, установленные таможенными органами отправления в соответствии с обычными сроками доставки, исходя из возможности транспортных средств, установленного маршрута и других условий перевозки, но не свыше предельного срока, определенного из расчета две тысячи километров за один месяц.

Нормативно определены сроки начала и окончания доставки товаров. Доставка ввозимых товаров начинается с момента начала оформления их доставки и заканчивается окончанием оформления завершения доставки. Доставка вывозимых товаров начинается с момента принятия таможенным органом отправления документа контроля за доставкой товаров и заканчивается фактическим вывозом товаров за пределы таможенной территории.

Места доставки определяются в зависимости от того, ввозятся или вывозятся товары. Местами доставки ввозимых товаров являются склады, расположенные в регионе деятельности таможенных органов назначения. Что касается мест доставки вывозимых товаров, то это пункты пересечения таможенной границы, расположенные в регионе деятельности таможенного органа назначения.

Сведения о местах доставки товаров (адрес склада, номер и срок действия лицензии на учреждение склада, пункт пропуска на таможенной границе) указываются в грузовых документах, следующих с товаром. В случае отсутствия таких сведений ввозимые товары доставляются в места, определяемые таможенными органами отправления в соответствии с реестром мест доставки, формируемым Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

Если товары прибыли в место доставки не во время работы таможенного органа и соответствующего склада, они размещаются в зоне таможенного контроля.

Порядок доставки товаров под таможенным контролем.

Порядок доставки товаров под таможенным контролем включает соблюдение условий доставки, урегулированных таможенным законодательством; осуществление идентификации перевозимых товаров; выполнение грузовых операций с товаром; осуществление таможенного контроля перевозочных документов.

Соблюдение условий при доставке товаров под таможенным контролем означает получение разрешения таможенного органа на доставку товаров, не запрещенных к ввозу в Россию и вывозу из нее; получение разрешения (лицензии) на ввоз товаров в Россию, если оно предусмотрено действующим законодательством; выполнение требования таможенного органа о соблюдении таможенного законодательства при доставке товаров (надлежащее оборудование транспортных средств, таможенное сопровождение, перевозка товаров таможенным перевозчиком или обеспечение уплаты таможенных платежей).

Последние два условия связаны с обеспечением возможности идентификации доставляемых товаров и предоставлением документов контроля за доставкой товара, а также других документов, необходимых для таможенных целей.

В случае невыполнения перечисленных условий товары возвращают за пределы таможенной территории России.

К порядку доставки товаров под таможенным контролем относятся меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства. Они касаются надлежащего оборудования транспортных средств при осуществлении либо таможенного сопровождения (сопровождения товаров, транспортных средств и документов на них должностными лицами таможенных органов), либо перевозки товаров и документов на них таможенным перевозчиком. Если ни таможенное сопровождение, ни перевозка таможенным перевозчиком не могут быть реализованы, доставка товаров допускается при условии обеспечения уплаты таможенных платежей.

Дополнительные требования законодательства распространяются на транспорт, доставляющий товары, если в качестве средств идентификации при их доставке используются таможенные печати и пломбы. Транспорт должен соответствовать Правилам оборудования транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами, а также быть допущенным к перевозке в соответствии с Инструкцией о порядке допущения транспортных средств для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами.

Решение о таможенном сопровождении или перевозке товаров таможенным перевозчиком принимается таможенным органом отправления при доставке товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию и вывозу из нее, товаров, подлежащих лицензированию, сертификации или контролю специальных государственных органов.

Важным элементом порядка доставки товаров под таможенным контролем является их идентификация. Цель идентификации товаров при их доставке под таможенным контролем - исключение случаев изъятия товаров или их замены без разрешения таможенных органов. Идентификация товаров таможенным органом отправления осуществляется после идентификационного их досмотра путем наложения пломб, печатей, нанесения идентификационных знаков, проставления штампов, использования описания товаров, чертежей, масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, товаросопроводительной и иной документации.

Средства идентификации могут изменяться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения. Исключения составляют случаи реальной угрозы уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров, когда перевозчик обязан незамедлительно сообщить ближайшему таможенному органу об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представить доказательства существования указанной угрозы.

Если в таможенном органе отправления идентификационный досмотр не проводился, в качестве средств идентификации могут признаваться пломбы и печати транспортных организаций или отправителей товаров.

Сведения о средствах идентификации указываются в документе контроля за доставкой товаров (ДКД).

Таможенный орган назначения производит идентификацию товаров путем проверки средств идентификации таможенного органа отправления, проведения идентификационного досмотра и осуществления таможенного контроля в иных формах.

Следующей составной частью порядка доставки товаров под таможенный контроль является выполнение грузовых операций с товарами. Речь идет о догрузке, частичной выгрузке либо перегрузке на другие транспортные средства товаров в процессе перевозки. Основные правила грузовых операций с товарами заключаются в следующем. Эти операции производятся на складах либо в зонах таможенного контроля с разрешения соответствующего органа. При этом срок доставки товаров устанавливается с учетом времени, необходимого для проведения указанных операций.

Разрешение на осуществление таких видов грузовых операций, как догрузка товаров, неизвестная заранее частичная их выгрузка, доставка оставшегося товара, перегрузка товаров на другое транспортное средство, дают таможенные органы, в регионе деятельности которых эти операции производятся. Что касается разрешения на известную заранее частичную выгрузку доставляемых товаров, то его дает таможенный орган отправления.

В случае, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров, перевозчик может по собственному усмотрению принять решение о выгрузке или перегрузке товаров. При этом он должен привести доказательства того, что его действия были обусловлены необходимостью сохранения транспортного средства или товаров, и обеспечить их перевозку в ближайший таможенный орган или доставку должностных лиц таможенного органа к месту нахождения товаров.

Таможенный орган изучает обстоятельства случившегося, предоставленные перевозчиком доказательства и составляет акт об аварии или действии непреодолимой силы.

Разрешение на возобновление доставки товаров дает таможенный орган, составивший таможенный акт.

В детально урегулированной системе действий по доставке товаров под таможенным контролем центральное место отводится таможенному органу. В его деятельности можно выделить два этапа. Первый отражает действия таможенного органа страны отправления, а второй - действия таможенного органа страны назначения. На первом этапе при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию России перевозчик уведомляет таможенный орган о пересечении таможенной границы Российской Федерации. Таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место ввоза товаров, доводит до сведения заинтересованных лиц форму, порядок и место передачи уведомления. На практике в качестве уведомления используются грузовые и товаросопроводительные документы.

Контроль за перемещением товаров от места ввоза на таможенную территорию России до таможенного органа страны назначения - система мер, осуществляемых таможенным органом стороны отправления, которая включает проверку соблюдения правил заполнения ДКД, наличия предусмотренных документов контроля за доставкой товаров и иных документов, отсутствия ранее нарушения перевозчиком таможенных правил при доставке товаров, наличия свидетельства о допущении транспортного средства для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами. Кроме того, он выясняет, подлежит ли товар контролю других государственных органов, а также определяет вид доставки товаров (ДТ1 или ДТ2). Проверке подлежит обеспечение идентификации товаров и транспортных средств. В случае необходимости таможенный орган производит идентификационный досмотр товаров.

Итогом указанной проверки является принятие решения о перевозке товаров в соответствии с существующими правилами перевозки, в том числе таможенным перевозчиком или с таможенным сопровождением.

На основании принятого решения таможенный орган отправления обеспечивает идентификацию товаров, сверяет сведения о местах доставки товаров, указанные в грузовых документах, со сведениями, указанными в реестрах складов, определяет срок, место и маршрут доставки, проставляет на всех грузовых документах штамп и заверяет его личной номерной печатью, регистрирует ДКД в журнале регистрации и проставляет на нем регистрационный номер. Второй и третий листы ДКД он вручает перевозчику для представления вместе с товаром и другими документами в таможенный орган назначения, а первый и четвертый листы ДКД оставляет для последующей передачи в отдел контроля за доставкой товаров.

На втором этапе после прибытия товаров в место доставки перевозчик представляет товары, транспортные средства и необходимые документы таможенному органу назначения.

Последний доводит до сведения заинтересованных лиц форму, порядок и место подачи уведомления о прибытии товаров.

Получив уведомление о доставке товаров и соответствующие документы, таможенный орган назначения проверяет факт помещения на склад товаров и транспортных средств или их учет на складе, а также соблюдение перевозчиком установленного срока и маршрута доставки. После этого он идентифицирует доставленные товары и транспортные средства и проставляет на всех экземплярах ДКД и грузовых документах штамп, который заверяет личной номерной печатью и регистрирует ДКД в журнале регистрации. Третий лист ДКД таможенный орган назначения возвращает перевозчику, а второй оставляет для передачи в отдел контроля за доставкой товаров. Кроме того, перевозчику он выдает свидетельство, подтверждающее доставку товаров под таможенным контролем.

Благодаря интенсивно развивающимся международным торговым отношениям (перевозка таможенных грузов) стала одним из активно востребованных сегментов. Данный род услуг, предлагаемый транспортными компаниями, требует не только более тщательной подготовки и использования транспортных средств, отвечающих нормативам европейских стандартов, но и подготовкой используемой документации.

Для сопровождения таможенных перевозок кроме документов исполнителя, дающих лицензированное право на осуществление перевозок, перевозчик должен иметь таможенное свидетельство. Оптимальный вариант – наличие лицензии, обосновывающей право на предоставление услуг посредника в перевозке различных таможенных грузов. Она выдается государственной таможенной структурой на основании законодательных актов о лицензировании ряда видов хозяйственной деятельности.

Перевозчик таможенных грузов – это лицо с физическим или юридическим статусом, выполняющее транспортировку продукции или товаров, находящихся под контролем таможни. Таможенный перевозчик осуществляет доставку грузов между таможенными структурами различных государств по правилам, регламентируемым Таможенным Кодексом.

Для выполнения (перевозки грузов под таможенным контролем) исполнителю потребуется еще ряд важных документов. У перевозчика должна быть накладная формата CMR, в которой проставляется дата отгрузки, наименование транспортируемой продукции, данные исполнителя, расценки перевозки, данные получателя и срок доставки. На накладной специализированной формы CMR, подтверждающей факт наличия договора, должны быть подписи исполнителя и отправителя.

Упрощение таможенных формальностей при наличии книжки МДП

Еще в 1975 году была разработана и принята Таможенная конвекция, регламентирующая правила международных перевозок с использованием специальных книжек МДП. Данный документ выдает Ассоциация международныхавтоперевозчиков. Книжки действительны при транспортировке грузов без промежуточных перегрузок в опломбированных или опечатанных контейнерах или транспортных средствах. Наличие книжки упрощает процедуры прохождения пограничных рубежей стран, пересекать которые приходится в процессе доставки таможенного груза. Перевозки грузов, товаров, находящихся под государственным таможенным контролем, по книжкам МДПосвобождаются от оплаты пошлин в странах промежуточного следования. Таможенный досмотр транспортных средств исполнителей, имеющих данные документы, осуществляется в крайне редких случаях. Правила, предоставляемые конвенцией МПД, действуют при транспортировке товара, проходящей максимум через четыре таможни.

Если сумма таможенных сборов, налогов, пошлин превышает размер суммы гарантий, может быть организовано сопровождение груза представителями таможенных органов. Правила сопровождения описаны в Положении о таможенном сопровождении. Транспортировка с использованием документа МДП может быть прервана при пересечении границы стран, не поддерживающих договор о данной конвенции. Причиной приостановки действия книжки может быть предоставление более выгодных транзитных условий на данном отрезке пути. Правила, регламентированные конвенцией, возобновляются после пересечения отрезка пути, на котором было приостановлено действие договора МПД, при сохранении печатей и пломб.

Одной из операций предварительного таможенного оформления является доставка товаров под таможенным контролем. В соответствии с Таможенным кодексом РФ ответственность за выполнение процедуры доставки товаров возлагается на перевозчика.

Доставкой товаров, транспортных средств и документов на них под таможенным контролем (далее -- доставка товаров) именуется перевозка товаров, транспортных средств и документов на них от одного таможенного органа, именуемого таможенным органом оправления, до другого таможенного органа, именуемого таможенным органом назначения, под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, иных налогов, взимание которых отнесено к компетенции таможенных органов, а также без применения мер экономической политики. Начинается эта процедура после приема таможенным органом уведомления о пересечении таможенной границы или о намерении вывоза товаров.

Доставка под таможенным контролем применяется при наличии определенных оснований. Так, в отношении ввозимых товаров доставка применяется в случаях, когда их помещение под определенный таможенный режим производится не в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится место ввоза товаров на таможенную территорию или место их ввоза с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории России.

Доставка применяется также и в отношении иностранных вывозимых товаров, подлежащих обложению таможенными пошлинами и налогами, при их помещении под таможенный режим выпуска для свободного обращения и в отношении которых такие платежи таможенными органами не взысканы.

Процедура доставки под таможенным контролем применяется и в отношении продуктов переработки иностранных товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, а также товаров, перемещаемых между складами, и в некоторых иных определяемых таможенным законодательством России случаях.

Доставка товаров допускается с разрешения таможенного органа отправления при соблюдении следующих условий:

  • -- товары не запрещены к ввозу в Российской Федерации и вывозу из нее, за исключением случаев доставки таких товаров в соответствии со ст. 20 ТК РФ на склады временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы;
  • -- в отношении ввозимых товаров произведен ветеринарный либо фитосанитарный контроль, если ввозимые товары подлежат такому контролю, либо представлено разрешение органов ветеринарного или фитосанитарного контроля на проведение такого контроля в месте назначения;
  • -- имеется разрешение (лицензия) на ввоз товаров в Россию, если в отношении ввоза таких товаров введен разрешительный (лицензионный) порядок;
  • -- выполнены требования таможенных органов по надлежащему оборудованию транспортных средств, по таможенному сопровождению товаров, по перевозке товаров таможенным перевозчиком, по обеспечению уплаты таможенных платежей и др.;
  • -- обеспечена возможность идентификации доставляемых товаров;
  • -- представлен документ контроля за доставкой товаров и иные необходимые для таможенных целей документы.

Решение о таможенном сопровождении или перевозке товаров таможенным перевозчиком принимается таможенным органом отправления при доставке товаров, запрещенных к ввозу в Россию и вывозу из нее (при необходимости перевозки таких товаров между таможенными органами), а также может быть принято при перевозке товаров, подлежащих лицензированию, сертификации или контролю иных государственных органов.

Уплата таможенных пошлин и налогов может обеспечиваться залогом товаров и транспортных средств, банковской гарантией либо внесением на депозит таможенного органа причитающихся сумм.

Товары, перевозимые под таможенным контролем, должны быть идентифицированы таможенным органом. Идентификация производится для исключения случаев изъятия без разрешения таможенных органов товаров, перевозимых под таможенным контролем, или их замены.

В случае невыполнения указанных выше условий доставка товаров под таможенным контролем не производится.

Для контроля за доставкой товаров в определенное таможенным органом место используется специальный документ -- документ контроля доставки (сокращенно ДКД). Такой документ заполняется любым заинтересованным в этом лицом на каждую партию товаров. Допускается заполнение ДКД и должностными лицами таможенных органов. Форма ДКД и порядок его заполнения регламентирован ГТК России.

Местами доставки товаров, за исключением вывозимых из России товаров, являются склады временного хранения, расположенные в регионе деятельности таможенного органа назначения. Местами доставки вывозимых товаров являются пункты пропуска на границе в регионе деятельности таможенного органа назначения. А при вывозе товаров и транспортных средств на территорию свободных таможенных зон или на свободные склады местами доставки являются склады, находящиеся в регионе деятельности таможенного органа назначения.

Согласно требованиям ст. 140 ТК РФ перевозчик обязан доставить товары, транспортные средства и документы на них без какого-либо изменения их упаковки или состояния, кроме изменения вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, без использования в каких-либо иных целях, кроме доставки. Доставка товаров должна быть произведена в сроки, установленные таможенным органом. Сроки доставки устанавливаются таможенным органом исходя из возможностей транспортного средства, но не более чем 2000 км в месяц.

Исполнение перевозчиками обязательства по доставке товаров в таможни назначения контролируется таможнями отправления. В случае неподтверждения таможней назначения в течение 10 дней после истечения установленного срока перевозки товаров под таможенным контролем таможня отправления направляет в таможню назначения копию ДКД с отметкой об отсутствии подтверждения о доставке, гарантийного обязательства и других документов.

Таможенный контроль товаров - это один из инструментов реализации таможенной политики государств, который имеет своей целью регулирование процесса пересечения таможенных границ товарами. Данный процесс заключается в контроле за соблюдением правил и норм таможенного законодательства в сфере декларирования товаров и сбора таможенных платежей.

Организация таможенного контроля товаров требует не только знаний таможенного законодательства, но и специфических особенностей работы с теми или иными товарами, процедур и внутренних распорядков. Поэтому таможенное оформление и доставку грузов из-за рубежа можно доверить исключительно специалисту высокой квалификации со специализированным образованием и опытом работы в данной сфере.

Компания Expeditor Co готова стать вашим надежным партнером и взять все трудности таможенного оформления на себя.

Таможенные документы

Таможенное регулирование требует оформления большого количества сопроводительной документации. Количество документов зависит от этапа сделки. Например, это может быть подготовка товаров к отгрузке, обеспечение производства экспортных товаров, страховое, сделок и товаров, хозяйственные и коммерческие документы или платежно-расчетные операции.

Если пакет документов сопровождает груз до пункта назначения, то это товаросопроводительные документы. К товаросопроводительным документам относятся транспортные, коммерческие, страховые документы и разрешительные документы. Набор сопроводительных документов будет зависеть от транспортируемого груза, его стоимости, пункта назначения и т.д.

Транспортные документы зависят от типа транспорта, соответственно, видов таких документов существует 9 штук. Порядок оформления транспортных документов содержится в международных конвенциях. Он предполагает, что товаросопроводительные документы оформляются перевозчиком на основе данных, полученных от грузополучателя или грузоотправителя. Они в обязательном порядке должны быть подписаны.

Отгрузочными документы называют тогда, когда они характеризуют отгрузку товара.

Коммерческие документы, к которым относятся коммерческие счета, дают полное описание товара по количеству, качеству и стоимости. Среди группы документов «коммерческие счета» выделяют: счета-проформы, счета-фактуры, счета-спецификации и предварительные счета.

Также таможенный контроль за международными перевозками предусматривает оформление документов, которые характеризуют товар по количеству и качеству. Количество поставляемой партии отражается в технической документации, спецификациях или упаковочных листах. Качество продукции подтверждается гарантийным обязательством, протоколом испытаний или разрешением на отгрузку.

Коммерческие документы оформляет грузоотправитель. Данная группа документов включает инвойс (счет-фактура), спецификации, отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, которые подтверждают факт совершения сделки. Несмотря на то, что общие правила оформления данных документов содержаться в российском таможенном законодательстве, правила оформления внешнеторговых сделок могут значительно отличаться и иметь ряд характерных отличий, например, в инвойсе должны быть указаны сведения об условиях поставки по Инкотермс, код товара по ТН ВЭД и т.д.

Зоны таможенного контроля

Таможенный контроль товаров осуществляется в специальных таможенных зонах. Под зонами таможенного контроля понимаются определенные территории, созданные для проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением.

Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенных границ, в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары и т.д. Соответственно, зоны таможенного контроля могут быть постоянными, если товары под таможенным контролем находятся там постоянно, или временными.

Формы таможенного контроля

Согласно таможенному кодексу РФ таможенный контроль может осуществляться в следующих формах:

  • Проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей;
  • Таможенный досмотр, который включает досмотр товаров и транспортных средств, а также личный досмотр, который является исключительной формой таможенного контроля;
  • Учет товаров и транспортных средств;
  • Устный опрос физических и должностных лиц;
  • Проверка систем учета и отчетности;
  • Осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон, магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться подлежащие таможенному контролю товары и транспортные средства либо осуществляться деятельность, контроль за которой со стороны государства отнесен к компетенции таможенных органов;
  • Проверка финансово-хозяйственной деятельности лиц;
  • Инвентаризация товаров и транспортных средств.

Также иногда выделяют иные формы таможенного контроля , к ним относятся – проверка документов и сведений, устный опрос, получение объяснений, таможенное наблюдение и проверка маркировки товаров специальными марками, наличие идентификационных знаков.

Виды таможенного контроля.

Несмотря на то, что в таможенной практике сложилось достаточно много видов и подвидов таможенного контроля товаров, в юридической практике выделяют следующие виды таможенного контроля :

  • Документальный и фактический таможенный контроль;
  • Таможенный контроль товаров и таможенный контроль транспортных средств;
  • Таможенный контроль ввозимых, вывозимых и транзитных товаров;
  • Таможенный контроль речных и морских судов, воздушных судов, железнодорожного и автомобильного транспорта;
  • Односторонний, двусторонний и совместный таможенный контроль;
  • Однократный и многократный таможенный контроль.

Также иногда выделяют таможенный контроль ручной клади, сопровождаемого и несопровождаемого багажа и т.д.

Методы и средства таможенного контроля

Методы таможенного контроля – это, прежде всего, различные приемы, которые позволяют осуществлять таможенный контроль. К ним относят:

  • Таможенный контроль по прибытии товаров и транспортных средств;
  • Таможенный контроль в процессе движения транспортных средств;
  • Сплошной таможенный контроль, когда сотрудники таможни используют все методы таможенного контроля, предусмотренные таможенным кодексом.

Средства таможенного контроля – это инструменты и приспособления, которые позволяют осуществлять таможенный контроль. Это могут быть:

  • Различные технические средства контроля;
  • Морские (речные) и воздушные судна таможенных органов;
  • Информационные ресурсы, базы и системы таможенных органов;
  • Поисковые собаки.

Под техническими средствами понимаются различные оптические увеличительные приборы, ультрафиолетовые и инфракрасные лампы для проверки подлинности документов, анализаторы, экспресс-идентификаторы, диктофоны, бинокли и т.д.

Сроки осуществления таможенного контроля

Согласно п.1 ст. 196 Таможенного кодекса Таможенного союза выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации. Указанные сроки включают время проведения таможенного контроля, в том числе контроль таможенной стоимости.

Контроль таможенной стоимости

Контроль таможенной стоимости регламентируется Порядком осуществления контроля таможенной стоимости, утвержденным Комиссией Таможенного союза.

Контроль таможенной стоимости может осуществляться как при таможенном контроле товаров, так и при выпуске товаров. Однако, он не осуществляется если товар ввозится физическими лицами для личного использования, не предусматривающего предпринимательской деятельности.

Контроль таможенной стоимости осуществляется посредством:

  • Контроля правильности метода определения таможенной стоимости декларантом;
  • Контроля правильности структуры заявленной таможенной стоимости декларантом;
  • Контроля документального подтверждения заявленной стоимости и всех ее компонентов;
  • Проверки стоимости при помощи системы управления рисками.

По результатам проверки уполномоченное должностное лицо таможенного органа может вынести следующие решения – принять таможенную стоимость, запросить дополнительные сведения или произвести корректировку таможенной стоимости. Принятое решение проставляется на первом листе ДТС или на основном листе декларации на товары и может содержать следующие записи:

  • ТС принята;
  • ТС уточняется;
  • ТС подлежит корректировке.

Услуга таможенного контроля в компании Expeditor Co

Таможенный контроль товаров – это сложная и приносящая множество забот процедура. Поэтому компания Expeditor Co поможет вам быстро, спокойно и с минимальными затратами пройти все этапы таможенного контроля товаров. Высокие стандарты качества работы, штат высококвалифицированных специалистов и многолетний опыт работы в данной сфере гарантируют успешное сотрудничество.

ДОСТАВКА ТОВАРОВ ПОД ТАМОЖЕННЫМ КОНТРОЛЕМ

перевозка товаров, транспортных средств и документов на них от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин, НДС, акцизов, иных налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, а также без применения мер экономической политики. При ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ, оформление доставки, доставка, завершение доставки являются предварительными операциями. предшествующими основному таможенному оформлению. При вывозе товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории РФ, на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады эти товары в период доставки находятся под таможенным контролем. Д.т. под т.к. подразделяется на два вида:а)доставка товаров, подлежащих обложению под таможенный режим выпуска для свободного обращения; б) доставка товаров, не подлежащих этому обложению.

Д.т. под т.к. применяется в отношении: а) ввозимых товаров, если их помещение под таможенный режим производится не в том таможенном органе, в регионе деятельности которого находится место ввоза; б) иностранных ввозимых товаров, подлежащих налогообложению при помещении под режим выпуска для свободного обращения и в отношении которых не уплачены (не взысканы) таможенные платежи, подлежащие уплате при их выпуске в свободное обращение;

в) продуктов переработки иностранных товаров, вывозимых с таможенной территории РФ; г) товаров, перемещаемых между складами; д) других товаров, определяемых законодательными актами. Д.т. под т.к. осуществляется с разрешения таможенного органа, в установленные им сроки, определяемые исходя из возможностей транспортного средства, маршрута. Д.т. под т.к. - обязанность перевозчика. Места Д.т. под т.к. (за исключением вывозимых) - склады в регионе деятельности таможенного органа назначения; вывозимых товаров - пункты пересечения таможенной границы РФ, расположенные в регионе деятельности таможенного органа назначения.

Д.т. под т.к. допускается при соблюдении необходимых условий: товар не запрещен к ввозу (вывозу), произведен ветеринарный либо фитосанитарный контроль, имеется лицензия на ввоз, обеспечена возможность идентификации, представлены необходимые документы. Документ контроля за Д.т. под т.к. (ДКД), необходимый для таможенных целей и контроля, заполняется на каждую партию товаров. В качестве такого документа используются также книжка МДП, дополнительный экземпляр и копии грузовой таможенной декларации. Одновременно с ДКД подаются документы, перечень которых утверждается нормативными актами ГТК РФ.

Грузовые операции с товарами при Д.т. под т.к. могут осуществляться с разрешения таможенного органа на складах либо в зонах таможенного контроля. Решение о возможности доставки Д.т. под т.к. принимается после проверки таможенным органом отправления: соблюдения правил заполнения ДКД, наличия соответствующих документов, при необходимости - технического состояния грузового отделения транспортного средства и т.д.

По прибытии в место доставки перевозчик представляет товары,транспортные средства, документы таможенному органу назначения, который после проведения соответствующей проверки выдает перевозчику свидетельство о подтверждении Д.т. под т.к.

Украинский Союз автомобильного транспорта и логистики создан с целью повышения эффективности перевозок грузов автотранспортом путем использования таможенной транзитной системы стран Евросоюза, координации работы членов Союза на рынке транспортных, экспедиторских и логистических услуг, внедрения групповых схем страхования ответственности перевозчиков и экспедиторов, оказания визовой поддержки водителям по странам Шеннгенской зоны и Евросоюза.

Союз предлагает использование гарантийных таможенных транзитных документов Евросоюза (документов Т1/Т2) вместо книжек МДП (карнетов ТИР) для перевозок грузов под таможенным контролем из Украины в страны Евросоюза и в обратном направлении. Их применение дает возможность перевозчику упростить таможенное оформление на пограничных переходах Украины и стран ЕС, а также внутри ЕС, ускорить прохождение автомобилем границ, избежать конвоирования. С применением документов Т можно перевозить любые грузы, в том числе алкоголь и табак.

Система общего таможенного транзита (далее ТС) построена на похожих принципах, что и система МДП, и позволяет транспортировать грузы с использованием этого документа под таможенным контролем и таможенными пломбами между Украиной и странами ЕС и транзитом через них.

В соответствии с Таможенным кодексом ЕС, процедура общего таможенного транзита подразделяется на процедуру внешнего транзита Т1 (ввоз товаров в страны Евросоюза или транзит через страны Евросоюза) и процедуру внутреннего транзита Т2 (вывоз товаров из стран Евросоюза в страны-члены Конвенции).

Особое место в ТС занимает гарант, то есть лицо, которое в соответствии с письменным обязательством, несет перед таможенными органами ответственность за уплату таможенных пошлин и сборов. Документы этой системы (далее документы Т) могут выдавать гаранты - таможенные агентства и другие организации этих стран, представившие своим национальным таможенным органам установленные финансовые гарантии, однако большинство из них требуют от перевозчика внесения денежного депозита на время перевозки.

Документы Т, как и книжка МДП, являются системой гарантирования оплаты таможенных пошлин и сборов в случае недоставки товара в таможню назначения, и отличаются от книжки МДП лишь по форме. Предел ответственности по данному документу может достигать 250 тысяч Евро против 50 тысяч долларов по книжке МДП, что зачастую дает возможность избежать конвоирования транспортного средства.

В интересах украинских перевозчиков, Союз заключил долгосрочные договора с рядом крупных таможенных агентств различных стран Евросоюза, взяв на себя гарантии перед ними, что позволяет им не требовать денежных залогов с каждого перевозчика – члена Союза, выдавая ему по нашему поручению документы Т. Сегодня более 100 филиалов таможенных агентств внутри стран Евросоюза и на пограничных переходах Бельгии, Германии, Голландии, Словакии, Польши и Венгрии по нашему поручению оказывают эти услуги. Стоимость оформления документа составляет 20-25 Евро и не требует дополнительной платы за его открытие или закрытие.Немаловажно также то, что Союз, как правило, не требует от перевозчика-члена Союза внесения денежного депозита за право использования этих таможенных гарантийных документов. Гарантии предоставляются в виде обязательного на каждый автомобиль годового страхования ответственности при использовании документа Т (страхование Т) и за перевозимый груз (страхование CMR).

Принципиально использование перевозчиком документа Т1/Т2 выглядит следующим образом.

Таможенное агентство на погранпереходе с Украиной готовит для перевозчика все необходимые документы и представляет их в таможню, которая регистрирует документ Т1, устанавливает срок доставки товаров в таможню назначения, накладывает пломбы и записывает их номера в документ. Оформленный документ Т1 вручается перевозчику и должен сопровождать груз в пути следования.

По прибытию, документ Т1 представляется в таможню назначения внутри Евросоюза, которая проводит таможенные процедуры, закрывает документ и дает разрешение на выпуск товара в свободное обращение и доставку получателю. Перевозчик получает специальный документ-подтверждение о том, что документ Т-1 был оформлен полностью, что освобождает перевозчика и его гаранта от ответственности за таможенные пошлины и сборы. Документ-подтверждение сдается в таможенное агентство, которое выдавало этот документ. Документ Т1 также выписывается филиалами таможенных агентств-партнеров Союза внутри стран Евросоюза, и дает возможность транспортировать транзитные грузы из морских портов до погранперехода сопредельной с Украиной страны, Документ Т2 дает возможность транспортировать товары из Норвегии и Швейцарии в Украину транзитом через территорию ЕС, а порядок его использования аналогичный с документом Т1.

Следует отметить, что таможенные агентства – партнеры Союза, имеют свои филиалы не только внутри стран Евросоюза, но и в таможенных зонах пограничных переходов, сопредельных с Украиной государств, где и открываются и закрываются документы Т. По территории Украины перевозчик перевозит экспортный или импортный груз под таможенным контролем национальной таможенной процедуры, а документом, дающим на это право, является при экспорте - экспортная ГТД, при импорте - предварительное уведомление (ПП), или предварительная декларация(ПД).

Заявка на право использования таможенных документов выдается Союзом исключительно ее членом, которые приняты в Союз согласно Устава Союза и уплачивают установленные членские взносы.

Членские взносы составляют 1800 грн. в год (с оплатой поквартально), вне зависимости от количества транспортных средств, зарегистрированных за автоперевозчиком.

Многие украинские экспортеры и импортеры ошибочно считают, что книжка МДП предоставляет им страхование самого груза, когда в действительности она, как и документ Т, гарантируют лишь уплату таможенных пошлин и сборов национальным таможенным органам в случае недоставки товаров в таможню назначения или прерывания транзита. Поэтому, все эти документы не предполагают ответственности перевозчика за сохранность доверенного ему груза.

Учитывая это, Союз совместно со страховыми компаниями предлагает перевозчикам комплексную систему годового страхования ответственности за перевозимый груз (страхование CMR) и при использовании документа Т (страхование Т). Годовое страхование ответственности автоперевозчика за груз согласно Конвенции КДПГ (СМR) и ответственности перед таможенными органами согласно Конвенции СТП (Т), производится на договорной основе в зависимости о количества транспортных средств с оплатой поквартально.

В интересах "малых" перевозчиков и экспедиторов, внедрены групповые схемы страхования, что дешевле, чем страховаться индивидуально. Союз страхует ответственность перевозчика за груз (CMR), выполняет медицинское страхование водителя для получения визы, выдает «зеленые карты» и полис обязательного страхования на территории России, полис гражданской ответственности перед третьими лицами на Украине (необходим для получения лицензии и лицензионных карточек на автомобили), «авто-каско» (страховка транспортного средства на случай аварии или угона), финансовые риски и т.д.