Некоммерческие унитарные предприятия. Некоммерческие унитарные организации. Вопросы для самоконтроля

12.03.2024
Учреждение — это, созданная собственником (органом, выполняющим властные полномочия) для осущ-я управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Союзы и ассоциации — это объединения КО, создаваемые ими по договору в формах ассоциаций и союзов в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты их имущественных интересов.

Некоммерческие унитарные организации: понятие, виды, особенности правового статуса

Некоммерческие унитарные организации: понятие, виды, особенности правового статуса.

Учреждением считается унитарная некоммерческая, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Унитарные предприятия

Унитарные предприятия. Некоммерческие организации

Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Имущество унитарного предприятия неделимо, не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т. ч. между работниками предприятия.

Правовое положение и виды унитарных предприятий

При недостаточности имущества казенного предприятия субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия несет собственник его имущества (п. 5 ст. 115 ГК), поэтому уставный фонд в казенном предприятии не формируется.

40. Правовое положение некоммерческих (общая характеристика). В соответствии с российским гражданским законодательством юридические лица, создаваемые на территории Российской Федерации, подразделяются на две группы: коммерческие и некоммерческие организации.

Правовой статус и правоспособность коммерческих и некоммерческих организаций – юридических лиц

Юридические лица обладают правоспособностью, которая оказывает существенное влияние на возможности организаций как участников хозяйственной деятельности.

Но этот вопрос и по сегодняшний день остается актуальным в науке гражданского права.

Функциональное назначение института юридического лица состоит в определении правового статуса коммерческих и некоммерческих, необходимого для их равноправного и эффективного участия в гражданских правоотношениях.

32 правовой статус и основные виды унитарных некоммерческих организаций гражданское право кратко

15. УНИТАРНЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ) ПРЕДПРИЯТИЯ.

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Устав унитарного предприятия должен содержать, помимо всех обязательных для уставов сведений, также сведения о предмете и целях деятельности предприятия, размере уставного фонда унитарного предприятия, порядке и источниках его формирования.

И корпоративные некоммерческие организации Основное различие между ними в том, что некоммерческие корпоративные организации имеют членов, которые участвуют в управлении НКО, а некоммерческие организации не имеют членства.

Аналогичное деление на корпоративные и унитарные и у коммерческих организаций. Различия между корпоративными и унитарными юридическими лицами определено пунктом 1 статьи 65.1.

В некоторых случаях может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Учредительные документы могут содержать и иные не противореча­щие законодательству положения.

Требования учредительных документов обязательны для исполне­ния самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участни­ками).

Организация может создавать филиалы и открывать представитель­ства на территории РФ в соответствии с законодательством РФ.

Глава 7

- принятие решений о создании филиалов и (или) открытии представительств фонда; - изменение устава фонда, если такая возможность предусмотрена уставом; - одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом. Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т.д.) и может назначать коллегиальный исполнительный орган фонда (правление).

«Предприятие» как особая организационно-правовая форма коммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества (п.1 ст.113 ГК РФ), сохранена новым ГК только для государственной и муниципальной собственности. Ранее действовавший закон о предприятиях и предпринимательской деятельности разрешал создавать «предприятия» - не собственники всем другим собственникам, а не только государству: общественным и религиозным организациям, фондам и даже отдельным гражданам.

В результате появились «индивидуальные (и семейные) частные предприятия» ИЧП), строившиеся по модели госпредприятий, то есть не имеющие права собственности на свое имущество и фактически полностью контролировавшиеся собственниками-учредителями, которые не несли никакой имущественной ответственности по долгам таких организаций. Сами эти ИЧП не имели даже минимального уставного фонда, так как требования к его размеру в законодательстве отсутствовали. ИЧП представляли собой фигуру, с помощью которой учредитель-собственник ограничивал или просто исключал свою ответственность по долгам перед третьими лицами - контрагентами созданного им ИЧП. На данный момент ИЧП упразднено, существует «Индивидуальный предприниматель…».

Государственные и муниципальные предприятия по гражданскому законодательству относятся к унитарным предприятиям. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Важным является положение, что имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по видам (долям, паям), в том числе между его работниками.

Имущество государственного или муниципального предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В Российской Федерации в соответствии с первой частью ГК РФ создаются и действуют два типа унитарных предприятий:

основанное на праве хозяйственного ведения имуществом, которое создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления;

основанное на праве оперативного управления имуществом, которое создается по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Такое предприятие считается федеральным казенным предприятием.

Первые имеют более широкий круг имущественных прав, чем вторые:

у них создается уставный фонд;

они имеют возможность создавать дочерние предприятия;

собственник имущества данных предприятий, как правило, не отвечает по обязательствам предприятий.

В своей деятельности государственные и муниципальные предприятия руководствуются ГК РФ и принятым впоследствии Законом о государственных и муниципальных предприятиях, а также другими нормативными актами, регулирующими деятельность данного типа предприятий.

Согласно п.4 ст.113 ГК РФ органом управления унитарным предприятием является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. Унитарное предприятие после государственной регистрации приобретает статус юридического лица со всеми вытекающими из ГК РФ правами и обязанностями. Устав унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утверждается уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления, а устав казенного предприятия утверждается Правительством РФ.

Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о предмете и целях деятельности предприятия, о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования, должны быть указаны место его нахождения, наименование предприятия и другие сведения. Особенностью фирменного наименования унитарного предприятия является указание на собственника его имущества, а фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, оно не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Собственник имущества государственных и муниципальных предприятий не отвечает по обязательствам предприятия, кроме случаев, предусмотренных п.3 ст.56 ГК РФ.

Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам имуществом, а если имеется недостаточность имущества у казенного предприятия, то РФ несет субсидиарную ответственность по его обязательствам на основании п.5 ст.115 ГК РФ. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, имеет право изъять излишки, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению.

Таким образом, главной отличительной особенностью государственных и муниципальных предприятий является то, что они обладают закрепленным за ними имуществом на праве хозяйственного ведения, т.е. владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в ограниченных ГК РФ пределах.

Казенное предприятие в отношении закрепленного за ним имущества действует в соответствии с установленными целями (в уставе закрепленными), заданиями собственника и назначением имущества, поэтому казенное предприятие распоряжается закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. УП являются казенными предприятиями.

Следовательно, федеральное казенное предприятие создается, реорганизуется и ликвидируется по решению Правительства Российской Федерации, которое несет субсидиарную ответственность за убытки казенного предприятия

Существуют некоммерческие организации. Некоммерческими организациями согласно ст.116-123 ГК РФ являются потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения, ассоциации и союзы.

Согласно ст.116 ГК РФ потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников. Осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. К числу потребительских кооперативов относят жилищные и жилищно-строительные, гаражные, дачные, садоводческие товарищества и другие.

Гражданский Кодекс РФ содержит наиболее общие правила об имущественно - правовом положении всякого потребительского кооператива. Он предусматривает, что особенности правового положения отдельных видов потребительских кооперативов должны определяться специальными законами о них.

Единственным учредительным документом является устав потребительского кооператива. Высшим органом кооператива является общее собрание. Имущество кооператива принадлежит ему на праве собственности. Кооператив как юридическое лицо является единым и единственным собственником своего имущества. Основу имущественной самостоятельности кооператива составляет его паевой (уставный) фонд. ГК не содержит требований к минимально необходимому размеру такого фонда, т.к. для различных видов кооперативов этот размер не будет одинаковым. Паевой фонд кооператива формируется за счет паевых взносов его участников (членов).

Общественные и религиозные организации как добровольные объединения граждан для удовлетворения их духовных и иных нематериальных потребностей признаются юридическими лицами. Как участники имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, они приобретают правовое положение, определяемое нормами ГК. В категорию общественных и религиозных организаций входят разнообразные объединения граждан: политические партии и профсоюзы, добровольные общества и союзы творческих деятелей, религиозные организации и т.д. Статья 117 ГК РФ предусматривает лишь некоторые основные положения, касающиеся их участия в имущественном обороте в качестве самостоятельных юридических лиц. Во всех случаях общественные и религиозные организации являются едиными и единственными собственниками своего имущества. Их участники - граждане не имеют не вещных, ни обязательственных прав на это имущество, не приобретая от своего участия в них ни каких имущественных выгод. Имущество не подлежит возврату участникам ни в случае их выхода из организации, ни в случае их ликвидации. Члены общественных и религиозных организаций не несут ни дополнительной, ни какой либо иной имущественной ответственности по долгам организаций.

Фонды - относительно новый вид юридических лиц. В ст.118 ГК РФ фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественные полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Для контроля за деятельностью фонда введены обязательные требования создания его попечительского совета.

Участниками фонда могут быть как граждане так и юридические лица, а также публично-правовые образования. Имущественная база фонда составляется за счет взносов учредителей и пожертвований любых других лиц. Фонд не имеет фиксированного членства и постоянных источников доходов, ему разрешено участвовать в предпринимательских отношениях как непосредственно так и через создаваемые для этих целей общества: акционерные, с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

Учреждения - единственный вид некоммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества. Как и унитарные предприятия - не собственники, они представляют собой остатки прежней экономической системы и несвойственны развитому товарному обороту. К числу учреждений относится большое количество разнообразных некоммерческих организаций: органы государственного и муниципального управления, учреждения образования и просвещения, культуры и спорта, социальной защиты и т.д. Исходя из многообразия видов учреждений, ГК допускает регламентацию их правового статуса как специальными законами так и подзаконными актами. Основным источником имущества учреждения является полученное им по смете от собственника средства. Будучи не собственником учреждение обладает весьма ограниченным правом оперативного управления на переданное ему собственником имущество. Смета и характеризует их имущественную обособленность.

В общем, некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и других интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Понятие и признаки.

Некоммерческими унитарными организациями (НУО) признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства.

Признаки некоммерческих унитарных организаций:

1. Некоммерческие унитарные организации не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;

2. Не распределяют полученную прибыль между участниками;

3. Учредители некоммерческих унитарных организаций не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства

4. Создание некоммерческих унитарных организаций включает в себя следующие этапы: принятие решения о создании некоммерческой организации;

утверждение устава некоммерческой организации;

передача имущества некоммерческой организации, если это предусмотрено уставом;

государственная регистрация некоммерческой организации.

5. Имущество принадлежит некоммерческой организации (кроме учреждений) на праве собственности, оно передается ей ее участниками (учредителями), а также приобретается по иным основаниям.

6. Некоммерческая организация несет самостоятельную имущественную ответственность.

7. Обладает специальной правоспособностью, то есть может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в ее учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

8. Некоммерческие унитарные организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

9. Законодательство не устанавливает для этих юр. лиц минимального размера уставного фонда (законодательством определяется лишь минимальный размер имущества, необходимый для создания и деятельности фондов) - имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для ООО (10 000 руб).

Классификация некоммерческих унитарных организаций.

Организации управляющие и объединяющие (администраторы (операторы) и сообщества (альянсы)).

Общим предназначением организаций, входящих в первую группу, является управление имуществом или осуществление функций, которые по каким-либо причинам учредитель не желает (или не может) осуществлять самостоятельно от своего имени. Таким образом, они создаются с целью выполнения определенных функций управленческого, социального, а в ряде случаев - хозяйственного или имущественного характера. Нередко эти функции носят общественно-полезный характер и заключаются в предоставлении услуг, средств, информации и т.д. широкому кругу лиц.



К ним относятся фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации. Деятельность таких организаций носит в первую очередь экономический характер.

Альянсы (сообщества) создаются для достижения общественно-политических (социальных) целей. Основной целью их создания и деятельности является выражение и защита общих интересов, а не хозяйственная деятельность. Они являются площадкой для реализации совместных начинаний участников, решения их общих задач.

К общественно-политическим (социальным) некоммерческим унитарным организациям относятся:

общественные учреждения;

общественные фонды.

Организационно-правовые формы.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими унитарными организациями, могут создаваться в следующих организационно-правовых формах:

1) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

2) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

3) автономных некоммерческих организаций;

4) религиозных организаций;

5) публично-правовых компаний.

Статья 123.17. Основные положения о фонде.

1. Фондом в целях ГК РФ признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.



2. Устав фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово "фонд", месте его нахождения, предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Фонд создается по решению его учредителей, которыми могут быть физические и юридические лица. Не исключено создание фонда единственным учредителем.

Учредители фонда не обязаны участвовать в его деятельности и, как правило, не делают этого. Однако важнейшей обязанностью учредителей является передача имущественного взноса в уставный капитал фонда. Источниками образования имущества фонда являются прежде всего добровольные взносы его учредителей, пожертвования иных лиц и др. Фонд становится собственником имущества, переданного ему учредителями или иными жертвователями, которые не приобретают никаких прав на имущество фонда. Тем самым исключается и взаимная ответственность по долгам фонда и его учредителей. Ни при каких условиях фонд не может распределять полученное имущество между своими учредителями или работниками.

В фонде образуются коллегиальный (правление, совет и т.п.) и единоличный (президент, председатель и т.д.) исполнительные (волеизъявляющие) органы. Будучи волеобразующим органом фонда, попечительский совет осуществляет надзор за всей деятельностью фонда, его исполнительных органов и должностных лиц.

Автономная некоммерческая организация (АНО).

Статья 123.24. Основные положения об автономной некоммерческой организации.

1. Автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юр. лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя).

2. Устав автономной некоммерческой организации должен содержать сведения о ее наименовании, включающем слова "автономная некоммерческая организация", месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, порядке образования и компетенции органов автономной некоммерческой организации, а также иные предусмотренные законом сведения.

3. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации.

Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

5. Автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

6. Лицо может по своему усмотрению выйти из состава учредителей автономной некоммерческой организации.

Статья 123.25. Управление автономной некоммерческой организацией.

1. Управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.

2. По решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы),

3. Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, ген. директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан.

Учреждения.

Статья 123.21. Основные положения об учреждениях.

1. Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с ГК РФ.

2. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно РФ, субъекты РФ, муниципальные образования (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

3. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях несет собственник соответствующего имущества.

Учреждение создается по решению собственника либо уполномоченного им органа. Учредительным документом является устав.

Любые доходы учреждения, а также приобретенное за их счет имущество остаются собственностью учредителя и поступают лишь в самостоятельное распоряжение, а не в собственность учреждения.

В отличие от других видов юридических лиц учреждения отвечают перед своими кредиторами не всем своим имуществом, а только имеющимися у них денежными средствами, при отсутствии которых наступает неограниченная субсидиарная ответственность его собственника. Поэтому учреждения не могут быть объявлены банкротами.

Учреждение может быть реорганизовано, в том числе преобразовано в автономную некоммерческую организацию или в фонд, а также в хозяйственное общество. Для государственных и муниципальных учреждений преобразование в хозяйственное общество допускается лишь в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации. Ликвидация учреждения осуществляется по общим правилам гражданского законодательства, причем остаток имущества всегда поступает в собственность учредителя.

Статья 300. Сохранение прав на имущество при переходе учреждения к другому собственнику.

При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество

Религиозные организации.

Статья 123.26. Основные положения о религиозных организациях.

1. Религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ граждан РФ или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

Религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и внутренними установлениями, не противоречащими закону.

Организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Статья 123.27. Учредители и устав религиозной организации.

1. Из ФЗ Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией.

2. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее 3 местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону.

3. Не может быть учредителем (участником, членом) религиозной организации:

Иностранный гражданин или лицо без гражданства;

Религиозная организация, деятельность которой приостановлена;

Лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся.

2. Учредительным документом религиозной организации является устав, утвержденный ее учредителями или централизованной религиозной организацией.

Устав религиозной организации должен содержать сведения о ее виде, наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, об источниках образования ее имущества, о направлениях его использования и порядке распределения имущества, остающегося после ее ликвидации, а также иные сведения, предусмотренные законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

Статья 123.28. Имущество религиозной организации.

1. Религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества, в том числе имущества, приобретенного или созданного ими за счет собственных средств, а также пожертвованного религиозным организациям или приобретенного ими по иным предусмотренным законом основаниям.

2. На принадлежащее религиозным организациям имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по требованиям их кредиторов

3. Учредители религиозной организации не сохраняют имущественные права на имущество, переданное ими этой организации в собственность.

4. Учредители религиозных организаций не отвечают по обязательствам этих организаций, а эти организации не отвечают по обязательствам своих учредителей

Статья 23. Предпринимательская деятельность религиозных организаций.

Религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.

Публично-правовые компании.

Публично-правовые компании – новая форма некоммерческих организаций, которой в РФ планируется заменить действующие государственные корпорации.

проект закона об публично-правовых компаниях под № 252441-6 находится на рассмотрении Государственной Думы.

Уже сейчас в ГК РФ (в ч.3 ст.50) в рамках проведения реформы гражданского законодательства Законом № 99-ФЗ внесены соответствующие изменения, в частности в перечень ОПФ некоммерческих организаций включены и публично-правовые компании (подпункт Кроме того, упоминание о публично-правовых компаниях как отдельной унитарной форме юр. лиц содержится и в ст.65.1 ГК РФ.

Что же касается вышеупомянутого проекта ФЗ № 252441-6, то он определяет публично-правовые компании как некоммерческие унитарные организации, наделенные отдельными публично-правовыми функциями, которые действуют в интересах общества и государства. Среди таких целей законодатель выделяет проведение государственной политики, управление госимуществом, развитие экономики, оказание тех или иных государственных услуг, контроль, управление, а также другие полномочия в отдельных сферах экономики, осуществление особо важных проектов и др.

Для публично-правовых компаний предусмотрен также специфический состав органов управления, среди которых – наблюдательный совет как высший орган управления, ген. директор и правление (если формирование такового предусмотрено для данной компании). Таким образом, главным органом, осуществляющим управление публично-правовой компанией, выступает именно наблюдательный совет, председатель и члены которого назначаются Правительством РФ.

В соответствии с Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ (далее ФЗ ГМУП), унитарным предприятием признаётся коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закреплённое за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию .

Государственные и муниципальные унитарные предприятия (далее ГМУП) как юридические лица, преследующие коммерческие цели, обладают чертами и соответствуют нормам ГК РФ, которые в целом характерны для субъектов российского гражданского права. Вместе с тем существует ряд особенностей, которые отличают эти предприятия от других коммерческих организаций.

ГМУП в ходе коммерческой деятельности владеют и пользуются чужой (государственной, муниципальной) собственностью, которая принадлежит им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в связи с чем данные предприятия должны перечислять собственнику имущества часть прибыли от его использования.

В РФ создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения – федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие;

2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления – федеральное казённое предприятие, казённое предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казённое предприятие (далее – казённое предприятие).

Создание казённых предприятий для России не является новым явлением. Казённые заводы и фабрики существовали ещё в дореволюционной России и находились в ведении различных ведомств (военного, горного, морского и т.д.) Главным их назначением было удовлетворение государственных нужд, и в первую очередь, военных, поэтому большинство казённых предприятий были военными и горнометаллургическими. Актуальность создания казённых предприятий в современных условиях связана с необходимостью выполнения ими действий в хозяйственном обороте от имени государства.

Следует отметить, что до принятия ФЗ ГМУП казённые предприятия могли создаваться только на основе федеральной собственности и только по решению Правительства Российской Федерации. Начиная с 2003 года органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления получили возможность учреждать казённые предприятия или преобразовывать в них предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения.

Унитарные предприятия следуют отличать от бюджетных учреждений, которым государственное и муниципальное имущество также передается на праве оперативного управления. Несмотря на то, что и предприятия, и учреждения создаются по решению учредителя и наделяются определённым имуществом, у них различаются цели создания. Учреждение – это некоммерческая организация, главная цель которой – осуществление управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера. Учреждения финансируются полностью или частично своим учредителем.

Унитарное предприятие является коммерческой организацией, основная цель деятельности которого – получение прибыли в интересах своего учредителя. Однако в отличие от других коммерческих организаций получение прибыли не является первостепенной целью деятельности унитарного предприятия, так как государственное предпринимательство осуществляется в первую очередь для реализации функций органов государственной власти. Данная особенность целей создания унитарных предприятий следует из перечня случаев, в которых такие предприятия могут учреждаться на государственном и местном уровне в соответствии с ФЗ ГМУП (таблица 3).

Таблица 3 – Случаи, в которых создаются унитарные предприятия каждого вида

1) использование имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности РФ; 2) осуществление деятельности в целях решения социальных задач, а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства; 3) производство отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной; 4) разработка и изготовление отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов РФ и обеспечивающей безопасность РФ;

Из данной таблицы видно, что существуют случаи, в которых может создаваться унитарное предприятие любого вида – по усмотрению собственника, а также случаи создания унитарных предприятий, предусмотренные исключительно для государственных и муниципальных предприятий или исключительно для казённых. Кроме того, перечень указанных случаев является исчерпывающим, поэтому унитарные предприятий, не соответствующие по профилю своей деятельности положениям ФЗ ГМУП, должны быть приватизированы или перепрофилированы.

Указом Президента РФ № 2284 от 24.12.1993 г. (с изм. и доп.) предусматривается перечень имущества, не подлежащего приватизации . Перечислим некоторые виды предприятий, которые могут находиться только в федеральной собственности (всего более 40 наименований):

Центральный банк Российской Федерации, предприятия, обеспечивающие выпуск и хранение денежных знаков, государственных казначейских билетов, облигаций и других государственных ценных бумаг;

Государственные унитарные предприятия, осуществляющие деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

Предприятия и оборудование для захоронения твердых и жидких радиоактивных и ядовитых химических отходов, скотомогильники;

Атомные станции и предприятия по производству специальных ядерных и радиоактивных материалов, ядерного оружия, а также предприятия, осуществляющие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в указанных областях;

Объекты, предприятия, системы и средства управления воздушным движением аэропортов и авиапредприятий, связанных с обеспечением единой системы управления воздушным движением нижнего и верхнего воздушного пространства;

Объекты и предприятия Федерального управления почтовой связи;

Объекты и предприятия по сортировке драгоценных камней, аффинажные заводы (цеха и производства);

Радиотелевизионные передающие центры, радиоцентры;

Предприятия, занятые разработкой и производством шифротехники.

На региональном и местном уровне соответствующими законодательными и нормативными документами предусматриваются виды государственного и муниципального имущества, не подлежащего приватизации.

Решение о создании унитарного предприятия принимается соответствующим органом исполнительной власти.

При этом решение об учреждении казённого предприятия может принять только Правительство РФ на федеральном уровне, а на региональном и местном уровне органом государственной власти и органом местного самоуправления, которому в соответствии с региональными и местными нормативно-правовыми актами предоставлено такое право.

Государственное предприятие создаётся по решению уполномоченного, как правило, отраслевого органа государственной власти, а муниципальное предприятие – по решению главы местной администрации.

Данный орган утверждает устав, размер уставного и резервного фондов, определяет предмет деятельности предприятия, назначает руководителя, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью переданного предприятию имущества, а впоследствии также иные полномочия собственника в отношении унитарного предприятия.

Указание на вид и собственника унитарного предприятия обязательно должно содержаться в его полном фирменном наименовании.

Унитарное предприятие, являясь юридическим лицом, несёт ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, и не несёт ответственности по обязательствам собственника своего имущества. Собственник унитарного предприятия, в свою очередь, не несет ответственности по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана его собственником. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казённых предприятий при недостаточности их имущества.

Очевидно, что в отношении казённых предприятий ответственность собственника не ограничивается только тем имуществом, которое передаётся данному предприятию на праве оперативного управления. Однако это компенсируется возможностью более жёстко контролировать деятельность предприятия по распоряжению этим имуществом.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления предполагают передачу субъекту этого права только часть правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления – это вещные права, обладающие своей спецификой. Их возникновение связано, прежде всего, с невозможностью государства как крупного собственника самостоятельно осуществлять управление огромным имущественным потенциалом, а также необходимостью ограничить полномочия структур, которые от имени государства будут выступать в гражданско-правовых отношениях. Право хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ) – это право государственного или муниципального предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, предусмотренных законом или иным нормативно-правовым актом. Право оперативного управления (ст. 296 ГК РФ) – это право казённого предприятия (учреждения) владеть, пользоваться и распоряжаться закреплённым за ним имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Сравнение особенностей распоряжения имуществом у предприятий каждого вида приведено в таблице 4.

Таблица 4 – Полномочия унитарных предприятий по распоряжению имуществом, переданным им собственником

1) распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами; 2) не вправе без согласия собственника распоряжаться принадлежащем ему недвижимым имуществом: сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал другой организации и др.; 3) движимым и недвижимым имуществом распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять уставную деятельность; 4) не вправе без согласия собственника совершать отдельные виды сделок: - связанные с предоставлением займов, поручительств; - получением банковских гарантий, с иными обременениями, - связанные с уступкой требований, переводом долга; - связанные с участием в коммерческой или некоммерческой организации, а также в простом товариществе; 5) не вправе без согласия собственника совершать крупные сделки и сделки с заинтересованностью 1) вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия собственника; 2) самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами; 3) вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять уставную деятельность; 4) вправе осуществлять финансово-хозяйственную деятельность на договорной основе только с согласия собственника

В ФЗ ГМУП нет прямого указания на то, что согласование крупных сделок и сделок с заинтересованностью предусматривается именно для предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения. Однако в силу того, что за имуществом казённого предприятия собственник осуществляет тотальный контроль (согласовывает любые сделки), указанные виды сделок скорее будут иметь место в деятельности Г(М)УПа.

Так, крупной сделкой признаётся сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10 % уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 000 раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда.

Руководитель унитарного предприятия признаётся заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки в случаях, если он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством РФ:

Являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;

Владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами акций (долей, паёв) юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;

Занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;

В иных, определённых уставом унитарного предприятия случаях.
Следует отметить, что предприятие, независимо от его вида, должно согласовывать с собственником создание своих филиалов и представительств, а также участие в уставном капитале других коммерческих организаций. При этом не допускается участие унитарного предприятия в кредитной организации, а также создание другого (дочернего) унитарного предприятия путём передачи ему части своего имущества. Вместе с тем ФЗ ГМУП не запрещает унитарным предприятиям создавать в качестве дочерних и зависимых предприятий организации других организационно-правовых форм (например, ООО или АО).

При утверждении устава предприятия собственник имеет право ещё в большей степени ограничить его правоспособность в распоряжении имуществом, определив размер и виды дополнительных сделок, требующих согласования с собственником.

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем унитарное предприятие отличается от бюджетного учреждения?

2. Какие виды унитарных предприятий создаются в РФ?

3. В каких случаях создаются унитарные предприятия каждого вида?

4. Какие органы принимают решение о создании унитарных предприятий?

5. В чём различия полномочий по распоряжению имуществом у Г(М)УП и казённых предприятий?

6. Какая сделка признаётся крупной?

7. В какой сделке у руководителя организации имеется заинтересованность?

8. В каких организациях унитарное предприятие не может владеть долей в уставном капитале?

Некоммерческие организации - юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (ст. 50 ГК РФ).

Отграничение некоммерческих организаций от коммерческих:

  • для некоммерческих организаций хозяйственная деятельность является вспомогательной, обеспечивая их участие в имущественном обороте, и гражданско-правовой статус этих организаций носит второстепенный характер;
  • коммерческие организации осуществляют хозяйственную деятельность, которая является для них основной и полностью регулируется гражданским правом.

В отличие от коммерческих организаций некоммерческие организа­ции не являются профессиональными участниками имущественных от­ношений. Поэтому для некоммерческих юридических лиц законодатель устанавливает специальную (целевую) правоспособность (п. 1 ст. 49 ГК) и разрешает использовать имеющееся у них имущество лишь для достижения целей, указанных в их учредительных документах (п. 4 ст. 213 ГК).

Выступление не­коммерческих юридических лиц в гражданском обороте обусловлено необходимостью материального обеспечения их основной деятельно­сти , которая не должна являться предпринимательской.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

Такми образом, некоммерческие организации осуществляют деятельность, направленную на формирование общественных благ, они являются опорными пунктами инфраструктуры гражданского общества. Они участвуют не в производстве, а в перераспределении материальных благ (национального продукта). Во всем остальном некоммерческие организации являются полноправными и постоянными участниками имущественного оборота наряду с коммерческими организациями.

Подробнее

Некоммерческая организация может быть создана в результате:

  1. ее учреждения;
  2. реорганизации другой некоммерческой организации такой же организационно-правовой формы;
  3. в результате реорганизации в форме преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы (в случаях, предусмотренных федеральными законами).

Решение о создании некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем).

Некоммерческая корпоративная организация является собственником своего имущества.

Уставом некоммерческой корпоративной организации может быть предусмотрено, что решения о создании корпорацией других юридических лиц, а также решения об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации принимаются коллегиальным органом корпорации.

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.

Некоммерческая организация вправе иметь:

  • штампы и бланки со своим наименованием;
  • символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.

Перечень некоммерческих организаций

Учреждение - унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 123.21 ГК РФ).

Автономная некоммерческая организация - унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности (ст. 123.24 ГК РФ).

Религиозная организация - добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган (ст. 123.26 ГК РФ).

Во многих случаях различие организационно-правовых форм не­коммерческих организаций не вызывается реальной необходимостью, а становится лишь результатом принятия очередного отдельного за­кона об их статусе (например, общины малочисленных народов как юридические лица по сути являются потребительскими кооперати­вами). В развитых европейских правопорядках для отражения осо­бенностей их статуса обычно используется не более 3-4 организа­ционно-правовых форм (объединение или союз, фонд, учреждение). Поэтому центр тяжести правового регулирования лежит на специальных законах, например, на Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и др.